Найти тему
9,9K подписчиков

Сайлент Хилл: западный и восточный способ рассказать одну и ту же историю

4,6K прочитали

Я прям обожаю тему разного построения сюжета - поэтому пост на эту тему не первый и, скорее всего, не последний.

Для тех, кто не читал мой пост про сюжеты в аниме, вкратце напомню: западный кинематограф обычно использует трёхактовый сюжет классической драмы, состоящий из завязки, кульминации (или конфликта) и развязки, а вот японцы используют традиционный японский четырёхактный сюжет, состоящий из начала, развития, поворота и окончания. И история Сайлент Хилла - один из редких примеров, когда мы видим примерно одну и ту же историю, рассказанную в японском стиле в игре, и в американском в экранизации.

Конечно, в фильме многое поменяли по сравнению с игрой - на роли главного героя отца сменила мать, Пирамидоголовый добавился с сюжет, финал истории совершенно другой. Но самая-самая основа истории - сюжетная арка Шерил, она же Алесса Гиллеспи, очень показательна в этом плане.

Начнём с экранизации.

Завязка истории довольно простая - маленькая Шерил (в фильме её зовут Шерон, но мы для удобства на это забьём и будем называть её Шерил, как в игре) в беспамятстве рисует всякие жуткие картинки и почему-то хочет в Сайлент Хилл. Встревоженный родитель (приёмный, между прочим) едет с ней в этот город, но на дорогу выходит подозрительно похожая на Шерил девочка. В попытке избежать столкновения, автомобиль попадает в аварию, и Шерил пропадает.

Я прям обожаю тему разного построения сюжета - поэтому пост на эту тему не первый и, скорее всего, не последний.

Встревоженная мать, которую, кстати, зовут Роуз, ищет её, попадает во всякие разные неприятности, и встречает Далию Гиллеспи, которая утверждает, что на фотографии Шерил - её дочь Алесса. Собственно говоря, вот с этого момента и начинается конфликт, который выражен вопросом - кто такая Шерил на самом деле?

Я прям обожаю тему разного построения сюжета - поэтому пост на эту тему не первый и, скорее всего, не последний.-2

Чуть позже Роуз в школе натыкается на парту Алессы, которая по каким-то причинам заинтересовала Шерил. А мы получаем флешбэк из детства Алессы, из которого узнаём, что девочку считали ведьмой и очень не любили.

Я прям обожаю тему разного построения сюжета - поэтому пост на эту тему не первый и, скорее всего, не последний.-3

Чуть позже Роуз встречается с жуткой девочкой, которая хоть и выглядит в точности как Шерил, но определённо её не является.

Я прям обожаю тему разного построения сюжета - поэтому пост на эту тему не первый и, скорее всего, не последний.-4

После этого Роуз знакомится с религиозным культом, и, наконец, добирается до реальной Алессы и узнаёт её историю - девочку планировали принести в жертву, но она выжила, получила жуткие ожоги, и именно её боль и ненависть создали окружающий жуткий мир и его монстров.

Я прям обожаю тему разного построения сюжета - поэтому пост на эту тему не первый и, скорее всего, не последний.-5

Собственно, на этом мы получаем разрешение конфликта. Мы знаем, кто такая Шерил - светлое воплощение Алессы. Кто такая горящая девочка, которую мы видели - тёмное воплощение Алессы, кто такая Далия - любящая, но совершившая ужасную ошибку мать. Всё расставлено по своим местам, и нам остаётся место только для развязки истории, в которой Алесса вершит свою месть, её тёмная и светлая половина объединяются, и она вместе с Роуз остаётся жить в туманном мире Сайлент Хилла.

При этом к разрешению конфликта мы подошли очень последовательно и постепенно, без каких-либо серьёзных встрясок в процессе познания истории.

Я прям обожаю тему разного построения сюжета - поэтому пост на эту тему не первый и, скорее всего, не последний.-6

Чем же отличается история игры? Как ни странно, но именно история Алессы, если брать именно события жизни персонажа, не отличается почти ничем. Но вот то, как нам эту историю рассказывают...

Завязка у нас такая же - только в этой версии нам явно дают понять, что Шерил выглядит не так, как та девушка, которая выбежала на дорогу.

Я прям обожаю тему разного построения сюжета - поэтому пост на эту тему не первый и, скорее всего, не последний.-7

Наш обеспокоенный родитель - на этот раз отец Гарри Мейсон - также продирается сквозь ужасы жуткого города, в поисках дочери. Идёт развитие сюжета, заданного нам в первой части.

Он видит странный призрак девушки.

Я прям обожаю тему разного построения сюжета - поэтому пост на эту тему не первый и, скорее всего, не последний.-8

А чуть позже знакомится с Далией Гиллеспи, которая упоминает свою дочь и даёт ему загадочную штуку, чтобы бороться с тьмой - Флаурос. Гарри с японской мифологией не знаком, поэтому подарок принимает.

Я прям обожаю тему разного построения сюжета - поэтому пост на эту тему не первый и, скорее всего, не последний.-9

Гарри посещает школу и видит фотографию юной Алессы, принимая её за Шерил.

Я прям обожаю тему разного построения сюжета - поэтому пост на эту тему не первый и, скорее всего, не последний.-10

Чуть позже Гарри ещё раз встречает Далию - она несёт всякую пургу про тьму, но, помимо этого, говорит, что Гарри нужно уничтожить таинственные знаки на земле, чтобы спасти свою дочь.

Я прям обожаю тему разного построения сюжета - поэтому пост на эту тему не первый и, скорее всего, не последний.-11

Гарри послушно выполняет это задание, но тут - бам! - наступает третья часть, поворот. Мы узнаём, что Шерил - приёмная, а Далия, оказывается, хочет пришествия какого-то там оккультного божества, а Алесса пыталась этому помешать, рисуя те самые знаки, которые так старательно уничтожил Гарри. Души Алессы и Шерил объединяются из-за того самого Флауроса, который когда-то дала ему Далия.

Я прям обожаю тему разного построения сюжета - поэтому пост на эту тему не первый и, скорее всего, не последний.-12

Мы хватаемся за голову, переосмысливаем всё, что мы до этого знали про сюжет игры, и идём узнавать истинную историю Алессы, и почему Шерил слилась с ней в одну сущность, и кто она вообще такая.

Я прям обожаю тему разного построения сюжета - поэтому пост на эту тему не первый и, скорее всего, не последний.-13

Ну и развязка истории заключается в сражении с этим самым божеством. После победы дух Алессы/Шерил отдаёт Гарри новорождённого ребёнка, и тот вместе с ним уходит домой.

Я прям обожаю тему разного построения сюжета - поэтому пост на эту тему не первый и, скорее всего, не последний.-14

Если такое сравнение с пересказом событий кажется сумбурным и непонятным, то давайте сравним на графике основные события с Шерил/Алессой, которые узнаёт наш герой.

Вот так выглядят три акта американского фильма (таймер идёт сверху вниз):

Я прям обожаю тему разного построения сюжета - поэтому пост на эту тему не первый и, скорее всего, не последний.-15

Заметьте, как нам равномерно и постепенно дают все зацепки к решающему моменту в сюжете, с каждым новым событием мы приближаемся к разгадке главной тайны. Даже когда полубезумная Далия впервые появляется на экране, её слова не вызывают какого-то большого удивления - мы ведь знаем, что Шерил приёмная, так почему бы этой женщине и правда не быть её матерью. Когда наша главная героиня выясняет, что весь фильм мы гонялись не за Шерил - мы уже к этому подготовлены, ведь мы видели флешбэк из школьной жизни Алессы. Сюжет построен очень последовательно.

А вот так выглядят те же самые события в японской игре:

Я прям обожаю тему разного построения сюжета - поэтому пост на эту тему не первый и, скорее всего, не последний.-16

Все действительно важные для нашей сюжетной тайны моменты сосредоточены в районе третьего акта - того самого "поворота". Это создаёт при игре совершенно другую атмосферу загадочности - мы большую часть игры не знаем, кто такая Алесса и при чём тут Шерил, и выполняем задачу, которую нам, вроде как, поставили в первом акте - найти пропавшую дочь, соответственно, это добавляет игре ощутимую долю хоррора - если в фильме уже в первой половине становится более-менее понятно, что тут происходит что-то, связанное с Алессой, Шерил, культом, религией и так далее - и мы, по сути, можем пугаться разве что мастерски сделанных сцен потустороннего Сайлент Хилла, то в игре мы в основном понятия не имеем, что точно происходит - и боимся неизвестно чего, а это сродни тому детскому глубинному и ужасному чувству боязни темноты, которое в человеке живёт чуть ли не на инстинктивном уровне.

Именно отличие в базовой структуре сюжета и привело к тому, что именно японские ужасы до сих пор остаются самыми ужасными - это фильмы "Звонок" и "Проклятие", это игры "Сайлент Хилл" и "Обитель зла" (иногда; в первой части поворот "создатели зомби - корпорация, и среди нас её агент" на атмосферу страха не работает от слова никак, но вот, например, E-001 в седьмой части - уже совсем другое дело).

И именно поэтому у фильма "Сайлент Хилл" (хорошего фильма, не подумайте, что я его ругаю) главная претензия от поклонников игры: "Атмосфера какая-то не такая", несмотря на то, что режиссёр с большой любовью подошёл к переносу игры на экран. И не получилось у него это в полной мере только потому, что он был воспитан не в той половине земного шара =)

Я прям обожаю тему разного построения сюжета - поэтому пост на эту тему не первый и, скорее всего, не последний.-17

#сайлент хилл #кино #игра #сюжет