Вы пришли в магазин и продавец, вежливо улыбаясь, извергнул из себя какой-то набор букв, ранее незнакомых. Или ваш новый друг, рассказывая про свою любимую игру, упомянул какую-то европейскую мусорку. Здесь вы найдете относительно полный (можно дополнять) словарь терминов, которые настольщики периодически используют. Стоит отметить, что некоторые термины используются и компьютерно-консольно-мобильными геймерами.
Абстракт, абстрактная игра - игра, где тема не имеет важного влияния на процесс, не существует или притянута искусственно. Примеры: “Азул”, “Улей”, “Саграда”.
Абилка - навык, особая способность персонажа.
Аддон - дополнение. Расширение игры, которое призвано разнообразить стандартный игровой процесс.
Альфа-игрок - самый смелый и решительный игрок в командных и кооперативных играх, который принимает основные решения.
Америтреш - игры американского стиля, для которых характерны наличие ярко выраженной темы, плотные и довольно агрессивные контакты между игроками, большое влияние случайности. В отличие от еврогеймов, в которых нужно набрать как можно больше очков, в америтреше есть конкретная задача. Примеры: “Повелитель Токио”, “Игра престолов”, “Сумеречная империя”.
Арт - оформление настольной игры, ее визуальная составляющая, иллюстрации.
Асимметрия - игры с разными стартовыми условиями для игроков, порою предполагают конфликт оказавшихся “по ту сторону”. Примеры: “Ярость Дракулы”, “Мор: Утопия”.
База, базовая игра, базовый набор - самостоятельная игра, к которой вышло одно или несколько дополнений.
Баланс - то, за что игры часто ругают. Если игроки примерно одинакового умения имеют примерно одинаковые шансы на победу, вне зависимости от стартового персонажа/расы/чего-то еще, то игру можно назвать сбалансированной.
Банк - игровые ресурсы, обычно та часть, что общая для всех игроков, но пока никому конкретно не принадлежащая.
Бустер - дополнительный набор компонентов. Чаще всего используется в коллекционных карточных играх - например, несколько дополнительных карт к MTG, среди которых могут оказаться уникальные. Наполнение, как правило, случайное - количество содержимого одинаково, но что конкретно будет в том или ином бустере - вы не знаете.
Варгейм - игра, которая моделирует военные конфликты, настоящие или вымышленные. Часто в такой игре есть миниатюры.
Гайд, туториал - обучающее видео или статья.
Гандикап (фора) - элемент, который позволяет уравнять шансы игры. Обычно заключается с ухудшении условий для более сильных игроков и улучшению - для слабых.
Гейм-мастер (ведущий) - игрок, которой направляет процесс и продумывает сюжет в ролевых игр.
Геймплей - игровой процесс. То, как течет сама игра.
Гекс - шестиугольный жетон, из которого состоит поле.
Дайс - игральный кубик.
Дайс-тауэр - башня для броска кубиков.
Данжен-кроулер - игра, которая перемещает участников в темные подземелья.
Даунтайм - время, в которое игрок не может выполнять никакие действия. Например, ожидание своего хода.
Декбилдинг (колодострой) - игры, где вы создаете и улучшаете свою колоду. Примеры: “Звездные империи”, “Доминион”.
Дисбаланс - слишком сильные расы, выносящие карты и прочие проблемы, которые позволяют игрокам побеждать не за счет умения, а за счет этих самых дыр в игровом процессе.
Дискарт - сброс, который еще подлежит возвращению в партию.
Домашнее правило - условие, которое не входит в стандартные правила игры, а вы его придумали самостоятельно.
Драфт - игровая механика, благодаря которой игроки самостоятельно выбирают карты для партии.
Дуэльная игра - игра для двух игроков. Иногда в нее можно играть большим количеством, но она прекрасно сбалансирована и для двоих игроков.
Еврогейм - настольная игра европейской школы. Их отличает вторичность тематики, невозможно вывести другого игрока из игры, минимальные или отсутствующие контакты. Победитель определяется большинством очков.
Живая карточная игра (ЖКИ) - вид карточных игр, дополнения к которым выпускаются фиксированными выпусками с чётко зафиксированным набором карт (в отличии от ККИ, где такие наборы случайны). Пример: “Ужас Аркхэма. Карточная игра”.
Казуальная игра - игра для широкого круга игроков, не требующая особых знаний. Простая по правилам и динамичная по игровому процессу.
Каунтер - жетон, который выполняет функцию счетчика (жизней, маны, ресурсов и т.д).
Кинь-двинь - название игр, где геймплей заключается в броске кубика и перемещении по полю на выпавшее значение.
Коллекционная карточная игра (ККИ) - игра выпускается с помощью бустеров, наполненных случайным набором карт. У карт есть, в частности, показатель редкости и, соответственно, коллекционная ценность. Примеры: “Magic: The Gathering”, “Берсерк”.
Командная игра - игра, в которой побеждают несколько участников, представляющих одну команду.
Книга-игра - книга или комикс, в которой ваши решения переводят вас на соответствующие страницы и формируют сюжет.
Компанейская игра (пати-гейм) - игра для вечеринок.
Кооперативная игра - игра, где есть две команды, одна из которых - сами игроки, а вторая - сама игра.
Кубомет - игра, в которой очень часто надо кидать кубики.
Легаси - игровая механика, позволяющая объединить в серию несколько игровых партий. При этом в каждой следующей партии игра изменяется в зависимости от того, чем закончилась предыдущая. Примеры: “Пандемия. Наследие” и “Мрачная Гавань”.
Маркер - фишка, которая используется для определения текущей ситуации. Например, маркер первого игрока определяет, кто ходит первым.
Механика - основные принципы игрового процесса.
Миниатюры, миньки - фигурки из пластика.
Мипл - игровая фишка в виде человечка.
Мипл-плейсмент - механика, которая заключается в распределении миплов по игровому полю.
Мотыга - народное название коллекционной карточной игры Magic: The Gathering.
Одиночная игра - игра, в которую можно играть одному.
Органайзер - специальная коробка для игровых элементов.
Отбой - уже сыгранные карты.
Отыгрыш - вживание в роль своего персонажа. Обычно используется в ролевых играх.
Партия - одна игровая сессия, от начала до победы/поражения.
Пасьянс - настольная игра с незначительным или отсутствующим взаимодействием между игроками. Пример: “Сиггил”, “Грандиозное представление”.
ПНП (P&P, Print-and-play) - набор компонентов для самостоятельного изготовления игры.
Победные очки (ПО) - очки, которые даются за определенные достижения или действия в процессе игры, их итоговое количество определяет победителя.
Прокачка - улучшение характеристик персонажа или предмета.
Протекторы - защитные чехлы для карт, как правило из полиэтилена. Полностью прозрачные или только с одной стороны.
Пулбилдинг - как колодострой, только с кубиками, жетонами и так далее.
Рандом - случайность. Исход какого-либо события в игре от вас не зависит, а решается, например, с помощью броска кубиков.
Реиграбельность - возможность повторить партию без потери интереса
Реролл - переброс кубиков (например, если он стал на ребро или этого позволяет какое-то правило).
Ролевая игра (НРИ) - игра, в которой вы примеряете на себя роли различных персонажей и "отыгрываете" их.
Рулбук, рульник - правила игры.
Ролл-энд-райт - игровая механика, отличающаяся наличием кубиков, бросив которые, игрок отмечает результаты на специальном планшете. Пример: “Картографы”, “Дорожные сети”.
Сбор сетов - игровая механика, поощряющая сбор игровых элементов определённых видов и в конкретных комбинациях. Пример “Салат удачи”, “Билет на поезд”.
Сеттинг - мир игры, антураж, место действия.
Стартер - в коллекционных играх набор, которого достаточно для начала игры.
Тайл - плашка, которая чаще всего используется для построения игрового поля.
Тайные роли - роли, которые игроки должны скрывать от других участников партии. Похожее - тайные цели.
Токен - жетон, фишка.
Трей - специальный лоток для кубиков или других однотипных элементов.
Филлер - небольшие, несложные игры, занимающие маленький промежуток времени. Они прекрасно подходят для того, чтобы занять перерыв на обед или в качестве игры на разогрев. Пример: “Страшные сказки”, “Свинтус”.
Хардкор - игра с объемными правилами. Отличает такие игры длительность партий и обилие компонентов.
Юнит - игровой персонаж.