Найти тему
Мосигра

Словарь настольщика

Вы пришли в магазин и продавец, вежливо улыбаясь, извергнул из себя какой-то набор букв, ранее незнакомых. Или ваш новый друг, рассказывая про свою любимую игру, упомянул какую-то европейскую мусорку. Здесь вы найдете относительно полный (можно дополнять) словарь терминов, которые настольщики периодически используют. Стоит отметить, что некоторые термины используются и компьютерно-консольно-мобильными геймерами.

Абстракт, абстрактная игра - игра, где тема не имеет важного влияния на процесс, не существует или притянута искусственно. Примеры: “Азул”, “Улей”, “Саграда”.

Абилка - навык, особая способность персонажа.

Аддон - дополнение. Расширение игры, которое призвано разнообразить стандартный игровой процесс.

Альфа-игрок - самый смелый и решительный игрок в командных и кооперативных играх, который принимает основные решения.

Америтреш - игры американского стиля, для которых характерны наличие ярко выраженной темы, плотные и довольно агрессивные контакты между игроками, большое влияние случайности. В отличие от еврогеймов, в которых нужно набрать как можно больше очков, в америтреше есть конкретная задача. Примеры: “Повелитель Токио”, “Игра престолов”, “Сумеречная империя”.

Арт - оформление настольной игры, ее визуальная составляющая, иллюстрации.

Асимметрия - игры с разными стартовыми условиями для игроков, порою предполагают конфликт оказавшихся “по ту сторону”. Примеры: “Ярость Дракулы”, “Мор: Утопия”.

База, базовая игра, базовый набор - самостоятельная игра, к которой вышло одно или несколько дополнений.

Баланс - то, за что игры часто ругают. Если игроки примерно одинакового умения имеют примерно одинаковые шансы на победу, вне зависимости от стартового персонажа/расы/чего-то еще, то игру можно назвать сбалансированной.

Банк - игровые ресурсы, обычно та часть, что общая для всех игроков, но пока никому конкретно не принадлежащая.

Бустер - дополнительный набор компонентов. Чаще всего используется в коллекционных карточных играх - например, несколько дополнительных карт к MTG, среди которых могут оказаться уникальные. Наполнение, как правило, случайное - количество содержимого одинаково, но что конкретно будет в том или ином бустере - вы не знаете.

Варгейм - игра, которая моделирует военные конфликты, настоящие или вымышленные. Часто в такой игре есть миниатюры.

Гайд, туториал - обучающее видео или статья.

Гандикап (фора) - элемент, который позволяет уравнять шансы игры. Обычно заключается с ухудшении условий для более сильных игроков и улучшению - для слабых.

Гейм-мастер (ведущий) - игрок, которой направляет процесс и продумывает сюжет в ролевых игр.

Геймплей - игровой процесс. То, как течет сама игра.

Гекс - шестиугольный жетон, из которого состоит поле.

Дайс - игральный кубик.

Дайс-тауэр - башня для броска кубиков.

Данжен-кроулер - игра, которая перемещает участников в темные подземелья.

Даунтайм - время, в которое игрок не может выполнять никакие действия. Например, ожидание своего хода.

Декбилдинг (колодострой) - игры, где вы создаете и улучшаете свою колоду. Примеры: “Звездные империи”, “Доминион”.

Дисбаланс - слишком сильные расы, выносящие карты и прочие проблемы, которые позволяют игрокам побеждать не за счет умения, а за счет этих самых дыр в игровом процессе.

Дискарт - сброс, который еще подлежит возвращению в партию.

Домашнее правило - условие, которое не входит в стандартные правила игры, а вы его придумали самостоятельно.

Драфт - игровая механика, благодаря которой игроки самостоятельно выбирают карты для партии.

Дуэльная игра - игра для двух игроков. Иногда в нее можно играть большим количеством, но она прекрасно сбалансирована и для двоих игроков.

Еврогейм - настольная игра европейской школы. Их отличает вторичность тематики, невозможно вывести другого игрока из игры, минимальные или отсутствующие контакты. Победитель определяется большинством очков.

Живая карточная игра (ЖКИ) - вид карточных игр, дополнения к которым выпускаются фиксированными выпусками с чётко зафиксированным набором карт (в отличии от ККИ, где такие наборы случайны). Пример: “Ужас Аркхэма. Карточная игра”.

Казуальная игра - игра для широкого круга игроков, не требующая особых знаний. Простая по правилам и динамичная по игровому процессу.

Каунтер - жетон, который выполняет функцию счетчика (жизней, маны, ресурсов и т.д).

Кинь-двинь - название игр, где геймплей заключается в броске кубика и перемещении по полю на выпавшее значение.

Коллекционная карточная игра (ККИ) - игра выпускается с помощью бустеров, наполненных случайным набором карт. У карт есть, в частности, показатель редкости и, соответственно, коллекционная ценность. Примеры: “Magic: The Gathering”, “Берсерк”.

Командная игра - игра, в которой побеждают несколько участников, представляющих одну команду.

Книга-игра - книга или комикс, в которой ваши решения переводят вас на соответствующие страницы и формируют сюжет.

Компанейская игра (пати-гейм) - игра для вечеринок.

Кооперативная игра - игра, где есть две команды, одна из которых - сами игроки, а вторая - сама игра.

Кубомет - игра, в которой очень часто надо кидать кубики.

Легаси - игровая механика, позволяющая объединить в серию несколько игровых партий. При этом в каждой следующей партии игра изменяется в зависимости от того, чем закончилась предыдущая. Примеры: “Пандемия. Наследие” и “Мрачная Гавань”.

Маркер - фишка, которая используется для определения текущей ситуации. Например, маркер первого игрока определяет, кто ходит первым.

Механика - основные принципы игрового процесса.

Миниатюры, миньки - фигурки из пластика.

Мипл - игровая фишка в виде человечка.

Мипл-плейсмент - механика, которая заключается в распределении миплов по игровому полю.

Мотыга - народное название коллекционной карточной игры Magic: The Gathering.

Одиночная игра - игра, в которую можно играть одному.

Органайзер - специальная коробка для игровых элементов.

Отбой - уже сыгранные карты.

Отыгрыш - вживание в роль своего персонажа. Обычно используется в ролевых играх.

Партия - одна игровая сессия, от начала до победы/поражения.

Пасьянс - настольная игра с незначительным или отсутствующим взаимодействием между игроками. Пример: “Сиггил”, “Грандиозное представление”.

ПНП (P&P, Print-and-play) - набор компонентов для самостоятельного изготовления игры.

Победные очки (ПО) - очки, которые даются за определенные достижения или действия в процессе игры, их итоговое количество определяет победителя.

Прокачка - улучшение характеристик персонажа или предмета.

Протекторы - защитные чехлы для карт, как правило из полиэтилена. Полностью прозрачные или только с одной стороны.

Пулбилдинг - как колодострой, только с кубиками, жетонами и так далее.

Рандом - случайность. Исход какого-либо события в игре от вас не зависит, а решается, например, с помощью броска кубиков.

Реиграбельность - возможность повторить партию без потери интереса

Реролл - переброс кубиков (например, если он стал на ребро или этого позволяет какое-то правило).

Ролевая игра (НРИ) - игра, в которой вы примеряете на себя роли различных персонажей и "отыгрываете" их.

Рулбук, рульник - правила игры.

Ролл-энд-райт - игровая механика, отличающаяся наличием кубиков, бросив которые, игрок отмечает результаты на специальном планшете. Пример: “Картографы”, “Дорожные сети”.

Сбор сетов - игровая механика, поощряющая сбор игровых элементов определённых видов и в конкретных комбинациях. Пример “Салат удачи”, “Билет на поезд”.

Сеттинг - мир игры, антураж, место действия.

Стартер - в коллекционных играх набор, которого достаточно для начала игры.

Тайл - плашка, которая чаще всего используется для построения игрового поля.

Тайные роли - роли, которые игроки должны скрывать от других участников партии. Похожее - тайные цели.

Токен - жетон, фишка.

Трей - специальный лоток для кубиков или других однотипных элементов.

Филлер - небольшие, несложные игры, занимающие маленький промежуток времени. Они прекрасно подходят для того, чтобы занять перерыв на обед или в качестве игры на разогрев. Пример: “Страшные сказки”, “Свинтус”.

Хардкор - игра с объемными правилами. Отличает такие игры длительность партий и обилие компонентов.

Юнит - игровой персонаж.