Найти тему
КиноИнна

Две диаметрально противоположные семьи в фильме "Осень" 1974г.

Приветствую всех заглянувших, с Вами на связи Зина. Как-то, в час хандры и лени, решила весь день проваляться за просмотром фильмов. Под стать настроению и выбрала кино для просмотра. Фильм "Осень" 1974г. ранее не смотрела, но как-то засыпая под Ютуб слышала о нём в передаче "Хроники Московского быта". Передача была об адюльтерах в советских семьях))) Заметила, что в кино СССР 1970-1980 гг. тема несчастных любовниц не редкость. Вспомните этот же "Осенний Марафон" или фильм "Странная женщина", да те же "Любовь и голуби"- везде в сюжете есть измена.

Заметно, что режиссеры и сценаристы зачастую симпатизируют любовникам, любовниц и неверных мужей нередко показывают этакими страдальцами. Только меня не отпускает мысль: чего они все такие унылые? Логично предположить, что возможно мужчину заел быт и сварливая жена, поэтому и появилась любовница. Только смысл бегать от одной унылой женщины к другой не менее тоскливой и унылой. Аллочка из "Осеннего марафона", Оля из "Зимней вишни", Лида из "Ребро Адама" (хотя это уже 90-ые, но тенденция еще видимо сохранялась) список можно продолжить еще десятком героинь. Вот и фильм "Осень" 1974г. о таких несчастных и тоскливых любовниках. Сам фильм:

В юности они любили друг друга, но потом расстались. Илья женился, Александра вышла замуж, но семейная жизнь у обоих не сложилась. Встретившись вновь, они понимают, что по-прежнему любят друг друга, и проводят вместе семь счастливых дней в деревне...

Ну с главными героями здесь все понятно. Страдания, переживания и тоска. Фильм начался со сцены поцелуя в поезде, режиссер видимо решил добавить перчика в картину, но глядя на их поцелуй почему-то испытываешь неловкость...Не умели что ли у нас нормально целоваться?...Заметила, что если в советском кино показывали страстный поцелуй, то ощущение было, что актеры просто сильно прижимались губами к друг-другу, зверски сжав челюсти, и вращали головами восьмерками.

Сцена с поцелуем выглядела так, как-будто герои поедают друг-друга. На редкость совсем несексуальный поцелуй. В фильме и дальше присутствовали "пикантные" сцены, но все уже не выходя за определенные рамки, цензура все-таки)))

-2

Ладно, с главными героями Ильей и Александрой все более или менее понятно, страдашки двух советских интеллигентов. Более интересными мне показались две семьи из фильма, максимально друг на друга не похожие. Наверно режиссер эти сюжетные линии вывел специально: две противоположности, Город/Деревня, абсолютно разный быт и отношения между супругами. А между двумя этими противоположными полюсами находятся Илья и Александра.

Первые - семья Дуси и Эдика, деревенские жители у которых Илья с Сашей сняли комнату на неделю. Дусю сыграла Наталья Гундарева, а Эдика сыграл Александр Фатюшин. Фатюшина в одном блоге автор назвал "Рязанский Марлон Брандо"))) А что? Почему бы и нет, без рубашки он очень привлекателен.

-3

У Дуси в жизни все просто. Она не забивает себе голову лишними сантиментами, хотя её Эдик был замечен в "похождениях", Дуся даже как-то от него уходила. Дуся проста и бестактна: "А детки у вас есть?" , "Не дерётся хоть?", "Бывает человек с виду солидный, а у жены вся морда в фонарях...", "Получает то порядочно?" и т.д. Но хватает у Дуси и простой житейской мудрости - "Ну её к лешему эту любовь, жить бы по-людски, по-доброму..." У женщины сложный быт, на ней деревенское хозяйство и ребенок, её можно пожалеть, но она не выглядит несчастной или унылой, в отличии все той же Саши. Эдик её, тот еще ходок, помимо прямого рассказа о его любовнице, был еще намек за столом, когда Дуся рассказывала паре о прошлогодних жильцах. Эдик видимо был замечен в увлечении жиличкой. А так же была многозначительная сцена, когда Эдик перехватил заинтересованный Сашин взгляд, когда колол дрова (вот по-настоящему эротичная сцена фильма).

-4

Дусина вековая народная мудрость и в наше время имеет место быть. Только на первый взгляд кажется, что у неё все просто. Скорее всего она, как и многие женщины остро переживала измену, но по извечному доводу "дитю нужен отец" и т.д. живет дальше с Эдиком. Чем она мне импонирует, так тем что не рефлексирует и не выдумывает сама себе сложности на ровном месте. Характер у неё будет намного потвёрже чем у этой же Саши. Саша вечно унылая и грустная, а Дуся всегда с улыбкой и энергии через край. Понимаю почему режиссер позвал на роль именно Гундареву, её амплуа простой деревенской женщины, но иногда она перебарщивала с имитацией северного говора, временами чувствовалась некая фальшь в её игре.

Как противоположный полюс Дусе с Эдиком в фильме нам показана семья Сашиной подруги Скобкиных. До чего же приятно было смотреть на семью Марго и Виктора Скобкиных . Главу семейства, кстати, сыграл Армен Джагарханян. Листайте галерею:

Марго беззастенчиво занимается собой, а муж ей помогает с детьми и бытом. Они тоже по-своему счастливы. За вкусным ужином (Скобкин, ты нас долго будешь голодом морить?) они живо и весело общаются, у них прекрасные дети. Фоном играют какие-то африканские мотивы, видно что семья образованная и разносторонняя. Буквально за несколько минут экранного времени становится понятно как живет эта семья. Беззлобные фразы Вити Скобкина, адресованные жене "А накурила...пепельницу трудно было взять?", "Идем, Вовка, накормим тебя. Совсем наша мать обнаглела". Интересная и необычная для советского кино семья. Но даже такая прогрессивная Марго задала Саше вопрос: "Ну он на тебе жениться?". Как же видимо это было важно)

Интересно было наблюдать за такими кардинально непохожими друг на друга семьями. Мне, из своего 2022-ого конечно ближе модель семьи Скобкиных. Жить как Дуся я бы не хотела, да и не смогла наверное.

А что же в итоге с Ильей и Александрой? Фильм, как и многие другие советские картины, заканчивается неопределенно. Илья ждал Сашу в её комнате в коммуналке, но это еще не говорит о том, что он пришел навсегда. Сложилось впечатление, что Илья немного труслив и нерешителен. Интересно, будут ли герои вместе? Мне кажется, что нет. Навыдумывают себе непреодолимых препятствий и будут страдать. А даже если и будут, где гарантии что брак будет счастливый? Почему то я им не симпатизирую. Нет, я не ханжа, понимаю, что в жизни все может быть. Ну вот не нравятся они мне... Скорее всего их хотели показать "сложными" людьми у которых "все непросто". Как по мне, так они одни из многих.

Смотрели этот фильм? Буду рада обсудить в комментариях.

Спасибо, что дочитали. Читайте также:

Интересный момент в депрессивном перестроечном фильме "Единожды солгав" 1987г.
Зина Прищепкина4 июня 2022
"Из чьей сковороды мне есть? Из маминой или папиной?" О фильме "Опасный возраст" 1981г.
Зина Прищепкина21 мая 2022
Советский фильм, где концетрация высоких женщин просто зашкаливает. "Восьмое чудо света" 1981г.
Зина Прищепкина6 мая 2022

#фильмы ссср #наталья рудная #наталья гундарева #советская мелодрама #семьяиотношения