Считается, что эмоции ребенка – это отражение глубоких неосознанных переживаний матери, отца, близкого и значимого взрослого, с которым живет ребёнок. Не у всех родителей, получается, разобраться в собственных глубинных эмоциях, тем более научить этому своего ребенка. А научить необходимо, так как от взрослых дети перенимают понимание норм поведения, эмоциональное реагирование, восприятие, взгляд на обыденные вещи и явления. И когда эмоции зашкаливают и переходит до состояние истерик, родители берутся за голову и бегут к специалистам. Как помочь выстроить гармоничный эмоциональный фон в семье расскажет психолог семейного центра «Кутузовский» Азатэ Жапова.
О чем говорит малыш
С такой ситуацией в семейный центр «Кутузовский» обратилась мама 5-летнего ребенка – Елизавета.
«С ранних лет Дима уяснил от родителей закономерное правило, - когда громко заявлять о себе, кричать, махать кулаками, то можно получить желаемое – игры, мультики, игрушка, конфетка. Поначалу мне было удобно и легче исполнять желание сына, чтобы быстро освободиться и вернуться к хозяйственным делам, однако с каждым разом данное поведение, превратилось в привычку для моего ребенка, как его метод манипуляций, который меня изматывает» – рассказывает Елизавета.
Малышу интересен мир, и как этот мир на него реагирует, что он сможет получить от него, нужно ли бороться, радоваться, или спокойно заявлять о своих желаниях. Ребёнку легче применить многократно отработанные приемы получения желаемого, наблюдать за реакциями взрослых, которые также могут и накричать, но потом все пройдет и вернется в прежнее русло. Однако, постоянное применение данного приема грозит к развитию демонстративно-истерической личности. При этом родитель будет также доброжелательно настроен на своего же ребенка, но социум на подрастающее чадо будет реагировать уже не так терпеливо и всепрощающе, как вначале. Создается риск получения еще более глубоких стрессовых и трудных эмоций, неврозов.
Также на возникновение неуправляемых эмоций влияет нарушение иерархии в семье, когда дети – это центр жизнедеятельности семьи, а остальные члены семьи – люди, удовлетворяющие любые ихижелания. Мамой был упущен момент, когда не были остановлены первые попытки сына расширить границы дозволенного.
«Мне стало очень тревожно за ребенка, когда он впадает в состояние, что он уже ничего не понимает, дыхание сбивается, его трясет и становится страшно» - делится эмоциями Елизавета.
В случае, когда у мальчика уже бесконтрольно гнетут нахлынувшие тяжелые эмоции, будьте готовы подложить что-нибудь мягкое, дать попить, обнять. Пускать на самотек такое состояние нельзя ни в коем случае.
Стоит помнить, что во многом эмоции ребенка зависят от эмоции матери. Так как мама и ребенок тесно связаны, то зачастую маленький сыночек может бессознательно транслировать материнские переживания. Ребенок, таким образом, сбрасывает весь накопленный комок отрицательных эмоций в окружающую среду и возможно, даже «спасает», отвлекает мать от излишнего, гнетущего состояния.
«В ходе встреч с матерью и ребенком, стало известно, что Елизавета переживает расставание с мужем, отцом ребенка. Все затаенные обиды и разочарования она неосознанно транслировала на сына, при этом всячески пыталась компенсировать свой тяжелый настрой и отсутствии отца, удовлетворением любой прихоти ребенка. Мама так показывала, что она очень его любит, но все же «срывается» на него, чувствуя за это постоянную вину», — комментирует психолог семейного центра «Кутузовский» Азатэ Жапова.
Роль «волшебных» эмоций.
Родителям важно понимать, какую конкретно потребность испытывает ребенок. В помощь всегда приходят сказочные персонажи. В совместных играх происходит выплескивание эмоции и скрытых переживаний малыша. Стоит отметить, что даже сами взрослые люди бессознательно раскрывают свой творческий искрометный талант, находчивость, смекалку, получая себе в бонус возможность морально отдохнуть, наполниться энергией веселья и задора в семье.
«Во время проведения встреч с семьей было предложено упражнение эмоционально-образной, сказочной и рисуночной терапии, где происходит взаимосвязь между отдельными событиями и ситуациями. Процессы проживания и выполнение действий откладываются в сознании и закрепляются в памяти, что являются пусковым крючком для мобилизации творческих ресурсов организма и оптимального выхода из создавшегося состояния, так как сохраняется стабильный гомеостатический баланс сил личности родителя и ребенка. Дмитрий с матерью отлично справились с заданиями, мама в изумлении раскрыла для себя новые грани восприятия эмоций» — делится Азатэ.
Значимость личного примера.
Очень важен пример в ежедневных действиях, собственном поведении родителей. Когда сам взрослый излучает спокойствие, уверенность и последовательность в своих просьбах, обещаниях, установках, тогда и ребенок будет чувствовать себя безопасно в эмоциональных откликах и взаимодействиях с родителями.
Создание и поддержания климата в семье.
Безусловно необходимо поддержание положительного теплого доверительного ровного климата в семье с применением увлекательных рассказов, занимательных игр, где можно расслабиться от будничных проблем и включать «внутреннего ребенка». Находясь в постоянном эмоционально близком положительном контакте с ребенком, вы тем самым научитесь определять истинные манипуляции сына, либо действительно оказаться рядом в нужный момент для ребенка, оказать благотворное содействие.
В целом, психологическая работа над поддержанием оптимального эмоционального состояния в детско-родительских отношениях в течение всех возрастных периодов развития ребенка является масштабным, значимым делом родителей и профильных специалистов. Для этого требуется время, атмосфера спокойствия, любви и безопасности в доме с полной заинтересованностью родителя в своевременном повышении родительской компетенции по комплексному развитию ребенка.
«После нескольких встреч ситуация у нас в семье стабилизировалось, однако понимаю, что необходимо и дальше развивать эмоциональный интеллект с посещением психолога в семейном центре «Кутузовский». Для моего сына очень было важно вместе со мной пройти этот путь, чувствовать эмоциональную безопасность и стабильность в моем настроении. Открыла для себя полезный опыт, что быть родителем – значит, быть опорой и поддержкой для своего ребенка, самостоятельно управлять своим настроением и эффективно решать задачи» — рассказывает Елизавета.
Помните, что безвыходных ситуаций не бывает! Если вы и ваш ребенок оказались в похожей ситуации, вы не можете справиться с тем, что происходит, не откладывайте визит к специалисту и обращайтесь в столичные семейные центры. На интерактивной карте вы можете легко отыскать ближайшее учреждение и обратиться за помощью к профессионалам.