Командир XIII пехотной дивизии генерал-майор Константинос Манетас осматривал окрестности с позиции своих войск. С горы Тмолос у города Салихлы был хороший обзор.
Цикл рассказов о Второй греко-турецкой войне 1919-1922 годов
По идее его дивизия не должна были здесь находиться. Её базой размещения была Смирна и окрестности. Но командование устало от необходимости высылать отряды для пресечения действий турецких диверсантов. Они проникали из итальянской зоны оккупации, где их и формировали.
Турецкие диверсанты вырезали местное греческое население. Доставалось и армянам. В общем всем христианам. Влачос несколько раз организовывал погоню за группами диверсантов. Безрезультатно! Поэтому, был согласен с тем, что его дивизию отправили на эту гору вне зоны греческой оккупации.
Как он узнал в штабе, командование собиралось продвинуть аванпосты греческой армии еще дальше. До городов Гедиз и Ушак, где также жило много греков.
Однако по Севрскому мирному договору 1920 года Гедиз и Ушак оставались за османами. Но зато здесь через 5 лет должен был состояться референдум, на котором должна была решиться судьба региона. Поэтому как бы греки могли здесь находиться, чтобы защитить местных греков от давления.
Манетас был сторонником греческой идеи возрождения Державы ромеев в Малой Азии. В мечтах он уже видел как Греция передвинет свои границы за Босфор и Константинополь и снова станет столицей великой империи.
Османское правительство было согласно с это идеей. Не были согласны кемалисты, которые требовали восстановления Турции в прежних границах в Малой Азии и Восточной Фракии.
Поэтому, Манетас не удивился, когда ему был отдан приказ занять Ушак. Видно командование понимало, что кемалисты просто так не сдадутся и нужно было брать силой даже то, что не принадлежало грекам по Севрскому договору.
16 августа 1920 года дивизия Манетаса вошла в Ушак. Затем она двумя полками из трёх начала продвижение в сторону Гедиза. Кемалисты почти не сопротивлялись.
Дойдя до Гедиза Манетас выбрал удобные позиции для обороны за пределами города и закрепился на них.
Он разбил участок обороны дивизии на батальонные узлы сопротивления. Каждый командир батальона сам определял порядок действий. Манетас оставил за собой общее руководство и управление артиллерийским огнем.
Агентурная разведка из штаба оккупационных сил докладывала, что против его XIII дивизии сосредоточились две турецкие - 11-я и 61-я под общим командованием Али Фуат Паши. Состав был смешанный - много опытных бойцов, прошедших бои двух балканских войн и большой. Много новобранцев из восточных вилайетов. В общем вполне боеспособные части, которых прикрывали 16 дальнобойных орудий "Шкода". Против "Шкоды" грекам нечего было противопоставить. У них была только полевая артиллерия.
Поэтому, Манетас решил не отсиживаться в обороне и атаковать. Он отдал приказ командирам батальонов переходить в атаку при любом удобном случае.
24 октября 1920 года турки начали артподготовку. Греки не отвечали. Зачем было переводить снаряды, если все равно до турецких артпозиций не дотянешь.
Манетас в штабе ждал известий из батальонов. Первым позвонил капитан Дзанетос. Он сообщил, что не стал дожидаться окончания артиллерийской подготовки и бросил солдат в штыковую атаку. Она оказалась вовремя и бойцы ворвались в лощину, где скопились турецкие пехотинцы перед атакой. Они перекололи до 150 солдат, 15 офицеров 28 турок взяли в плен. Захвачено 7 пулеметов.
Манетас с радостным лицом сообщил эту новость офицерам штаба. Офицеры дружно закричали "Аэра" и даже хотели попытаться обнять командира дивизии. Но он пресёк эти неуставные действия.
Потом позвонили с другого батальонного узла сопротивления на высоте Юнуслер. Оттуда сообщили, что отбили три атаки и контратакой отбросили турок.
Линия обороны осталась за греками. Они за весь день потеряли убитыми 1 офицер и 25 солдат, раненными 5 офицеров и 67 солдат.
Но на следующий командование дало приказ на отход. Боеприпасы к ним подвезти было тяжело, а они заканчивались. Поэтому дивизия отошла поближе к железной дороге, оставив Гедиз.
По сообщениям разведки в Гедиз первыми вошли черкесские кавалеристы Этхем-черкеса. Они вели себя спокойно и не устраивали погромов христиан.
А через несколько дней случилось неслыханное - Этхем-черкес, воевавший за турок еще в Первую балканскую войну сообщил, что хочет перейти на сторону греков.
Манетас был в растерянности. Он боялся, что черкес просто обманет его. Получив боеприпасы, с которыми было туго и у греков он повернет оружие против них. Но прочитав данные разведки о характере Этхема-черкеса и поразмыслив он понял, что тот не врет.
Это был горец по крови. Он не умел лгать. И если выбирал друга то был верен ему. К тому же влекался большевистскими идеями и не поддерживал идеи турецкого национализма. Видно что-то произошло у него с турками, что он больше не хотел им служить.
Манетас разрешил выделить им боеприпасы. Не прогадал! Черкесы не допустили турок в Гедиз и стали "глазами и ушами" греческой армии. А причина ухода оказалась банальна - Этхем поссорился с командующим Исмет-пашой. Он не желал находиться под его командованием, так как тот старался при любой возможности унизить его. Кровь вскипала и горец стал неуправляем турками.
Так закончилось первое сражение Второй греко-турецкой войны.
Статьи канала "История и культура Евразии" за июль 2022 года
Список художественных рассказов канала "История и культура Евразии" за 2020-2022 годы