Паук бьет рекорды. И нет, речь идет не о новом «Человеке-пауке» Джона Уоттса или Сэма Рейми. «Паук» — так называется работа американского скульптора Луиз Буржуа, созданная в 1996 году. Статуя стала самым дорогим лотом на швейцарском аукционе Art Basel и установила ценовой рекорд для художницы. О творческом пути одной из главных женщин в искусстве XX века и трех ее знаковых работах — читайте в нашем новом материале.
Скульптуру «Паук» продали за 40 миллионов долларов 14 июня 2022 года во время VIP-превью торгов Art Basel. Прежний владелец вел переговоры о продаже произведения искусства еще до начала ярмарки. Покупателем работы Буржуа стал частный европейский коллекционер. О состоявшейся сделке сообщила международная галерея современного искусства Hauser & Wirth. Покупка стала самой крупной за все время проведения аукциона, и это не единственное достижение скульптуры. «Паук» также обновил рекорд стоимости работ Луиз Буржуа. Прежняя сумма равнялась 32 миллионам долларов. В 2019 году на торгах Christie’s продали другую версию «Паука» — ее отлили в 1997 году из бронзы. Стоит отметить, что о частных сделках мировая общественность узнает только от самих галерей — фактически никто не может проверить достоверность продажи и указанной суммы.
После смены владельца «Паук» вошел в топ-3 самых дорогих работ в мире искусства, которые продавались на аукционе и чьими авторами являются женщины. Также в тройке разместилась картина Фриды Кало «Диего и Я» и полотно художника Джорджии О’Киф «Дурман» («Белый цветок № 1»).
Луиз Буржуа — американская художница и скульптор родом из Франции. Она родилась в 1911 году в Париже и прожила почти целое столетие. С детства ее окружала творческая атмосфера: девочка росла в семье реставратора антикварного текстиля, жила неподалеку от галереи Градива.
Искусство Буржуа относят к постсюрреализму, хотя в ее работах находят свое отражение почти все направления в искусстве XX столетия: кубизм, модернизм, конструктивизм и другие. В творчестве художницы прослеживается влияние и известных в сфере искусства людей, с которыми ее сталкивала жизнь. Так, например, преподаватель Школы изящных искусств, где обучалась девушка, кубист Фернан Леже сказал ей: «Вы не живописец, вы скульптор». Именно этот человек подтолкнул молодую художницу к скульптурному искусству. Она также была знакома со скульптором Константином Бранкузи.
В 1938 году после свадьбы с американским искусствоведом Робертом Голдуотером Буржуа переехала в США. Художницу, которая еще не успела получить известность в Европе, поначалу не воспринимали серьезно и в Америке. В 1953 году на творчество автора обратил внимание основатель Музея современного искусства в Нью-Йорке Альфред Барр и купил одну из работ. Однако в целом искусство Буржуа не пользовалось особой популярностью — скульптуры лишь изредка появлялись на небольших групповых выставках. Первая крупная экспозиция американского постсюрреалиста открылась в 2000 году в Лондоне под названием «Я делаю, я уничтожаю, я переделываю».
Творчество Луиз Буржуа очень эмоционально и интимно — многие работы затрагивают глубоко личные темы. Это разговор о детских травмах и событиях, которые повлияли на формирование человека как личности и художника. По-настоящему понять смысл скульптур, проникнуться ощущениями, которые транслирует автор, можно только зная контекст, биографию создателя. Без оглядки на некоторые трагические события из жизни художницы символизм скульптур теряется, а загадочные статуи и причудливые этюды кажутся абстрактными. «Мои эмоции несоразмерны моим габаритам. Не сами эмоции, а их сила — она просто непереносима для меня. Поэтому я отдаю их энергию скульптурам», — говорила женщина о своем творчестве.
Паук — одна из самых символичных и знаковых работ автора. Фигура представляет из себя огромного железного паука на тонких ногах. Скульптура имеет несколько версий, многие из них выставлялись в известных музеях всего мира, в том числе в Музее Гуггенхайма в Бильбао, в московском «Гараже», в Эрмитаже. Именно Пауки принесли художнице популярность и узнаваемость. Самая знаменитая вариация — скульптура «Мама». В 2006 году ее продали на аукционе за 4 миллиона долларов, что сделало Луиз Буржуа самой высокооплачиваемой художницей. Всех «членистоногих» она посвящала своей матери, которая рано ушла из жизни. Несмотря на возможные негативные ассоциации у зрителей, паук в данном случае используется как положительный образ: Луиз называла мать «уравновешенной, умной, терпеливой, рассудительной, утонченной, проницательной, незаменимой, аккуратной и полезной, как паук». Нашлась и еще одна линия сравнения: как осторожно и внимательно паук плетет свою паутину, так мать художницы реставрировала антикварные гобелены. Эта фигура — воплощение любви и уважения Луиз к родному человеку, которого она потеряла слишком рано.
Еще одна серия инсталляций, которые автор посвятила матери, и, в частности, ее болезни, — «Клетки». Их Буржуа создавала в 80-е годы XX века. Серия представляет собой нечто похожее на реальные клетки различных форм и размеров, которые сделаны из металлической сетки. В некоторых скульптурах встречаются окна, двери, лестницы. Внутри находятся мебель, одежда, различные бытовые предметы. Но главное, что приковывает к себе внимание зрителей, это тряпичные куклы и человеческие скульптуры. Они не просто заключены в клетках, но и обречены на страдания, у разных силуэтов разные позы, но все они отражают боль и тревогу.
Смотря сквозь сетчатые стены клетки, человек может подглядеть секреты сознания автора: здесь отражены и страхи, и муки, и обида — весь спектр эмоций, который Буржуа необходимо было выразить в искусстве.
Одним из наиболее известных ранних произведений художницы стала скульптура «Слепой, ведущий слепого». Буржуа вырезала инсталляцию из дерева в 1947 году. Конструкция визуально напоминает гребень и состоит из 20 столбцов, которые расширяются к вершине, и перекладины, соединяющей их. Работа выглядит очень незатейливой, хрупкой и неустойчивой. Эта непосредственность отражает эмоции ребенка, страхи во время родительской ссоры. Сама художница говорила, что эта работа стала воплощением детского желания залезть под стол во время семейных скандалов, которые регулярно травмировали психику Луиз Буржуа в ранние годы.