Режиссер: Микеланджело Антониони
Великобритания, Италия, США
1966
Хотел написать про «Мир Дикого Запада», но так как нить повествования потерял еще в начале прошлого сезона, то и передумал сразу. Зато почему-то подумал про старый фильм Антониони «Фотоувеличение». Вот про него, пожалуй, и выскажусь.
Когда-то давно, в юности, я очень любил Кортасара и, естественно, прекрасно знал, о чем рассказ «Слюни дьявола» (сейчас, кстати, хоть убей, не помню, про что). Зато помню, как был разочарован этим фильмом. Я-то ждал экранизации интересной истории, а тут что-то невнятное, мутное, про фотографа в белых штанах, купившего полированный пропеллер. Ну как так-то!
Потом, много позже, я пересмотрел кино, и удивился тому, что фильм-то интересный, оказывается. И начинается с того, что фотограф ради действительно хороших работ готов провести ночь в приюте для бездомных. Не знаю, кто реально был автором тех портретов, что нам мельком демонстрируют в кадре, но они действительно превосходны. После серии этих репортажных фото он едет в студию, где строит тупеньких моделей для дорогой актуальной фото сессии. Фотограф наглый, неприятный, циничный человек, видящий мир только как повод для захвата образов на пленку, как возможность присвоить то, что представляется красивым. И в этой погоне за образами он действительно хорош, ловкость и удача в добыче этих трофеев ставит его на достаточно высокое место в иерархии охотников городских джунглей середины 20 века. Жизнь понятна, жизнь прекрасна, скольжение по ней гладко и восхитительно!
Все меняет встреча в парке. Гоняясь за очередной добычей, фотограф решил напасть на слишком крупного противника в виде любовной парочки. Хоть он и добыл трофей, но яд, впрыснутый в тело охотника, медленно делал свое дело. Яд особый, смертельно опасный яд именно для таких ловких добытчиков. Яд реальности.
Фотограф разглядывает свои снимки и замечает, что простая история с интрижкой, подарившая ему очередные прекрасные репортажные снимки, таит под собой реальность убийства мужчины из этой парочки. Тут бы и разгуляться традиционному английскому детективу, или на крайней случай американскому триллеру с преследованием фотографа спецслужбами. Но нет, Антониони решительно все равно, кто убийца, кто убитый, и каков мотив. Равно и преследование спецслужб совершенно не интересует автора. Потому что когда по следу идет реальность, прорвавшаяся сквозь фотобумагу, этот магический защитный оберег, то такое преследование может быть куда страшнее всех агентов в черных очках.
Фильм вышел в 1966 году. «Система вещей» Жана Бодрийяра, его первая серьезная работа, вышла в 1968, именно с нее началось победное шествие по миру термина «симулякр». Могу предположить, что эпизод со сломанной гитарой, которая внезапно обрела огромную ценность на концерте, но оказалось совершенно ненужным хламом вне контекста, мог подтолкнуть Бодрийяра к формулированию тех или иных мыслей. «Blow-Up» нам показывает, что сотканная из симулякров жизнь человека начинает истаивать и расплываться, как только входит в соприкосновение с реальностью. Хотя, это соприкосновение еще надо заслужить: нужно, как минимум, быть человеком, способным хоть немного чувствовать красоту.
Вообще, это общий фон экзистенциализма, просвечивающий во всех его проявлениях: настоящее опасно, настоящее убивает. Трагедия человека в том, что жизнь в симуляции скучна для интеллектуала, а жизнь в реальности не несет ничего, кроме смерти. Герой фильма Антониони не гибнет, он принимает симультанность, предложенную ему молодым незнакомым племенем. Новый мир, идущий на смену тому, где есть опасность повстречаться с реальностью, выбирает тотальную игру. Новый мир хочет безопасности, ради которой готов отказаться от лица в пользу маски. Наш герой уже не способен принять до конца правила этой игры и остается один на глубоко зеленом поле в красивых белых брюках, вряд ли ведая, насколько трагичным может быть тот момент, когда реальность в конце-концов прорвет эту тонкую, как фотопленка, пелену симуляции.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!