Найти тему
Soundscapes Of Darkness

Раннее творчество Ulver – Волки, леса, песни у костра

За свой тридцатилетний творческий путь норвежская группа Ulver многократно меняла жанр. Сегодня формация играет синти-поп с влиянием Depeche Mode, а за последние 25 лет она переходила от эмбиента, дроуна и арт-рока до с трудом классифицируемого авангарда. Но не все позабыли, что Ulver начинали с блэк-метала, притом незаурядного.

«Волки» (именно так с норвежского переводится слово «ulver») образовались в 1993 году, в период прорыва норвежского блэка в массовую культуру. Участники раннего состава не были полными ноунеймами, они имели опыт игры в других коллективах сцены. Например, гитарист Хаавард Йоргенсен и первоначальный ударник, Карл-Михаэль Эйде, на момент создания Ulver успели засветиться в Satyricon.

Ulver на раннем этапе творческого пути
Ulver на раннем этапе творческого пути

В начале-середине 90-х Ulver плотно общались с музыкантами индастриал-блэк-метал группы Mysticum. В роли сессионного басиста на демках Ulver неоднократно выступал Робин из Mysticum. В 1994 году коллективы выпустили сплит. Вскоре постоянным басистом стал Сколл из Fimbulwinter. Вокалист Гарм после создания «Волков» присоединится ещё к таким формациям, как Arcturus и Borknagar.

Ulver с самого начала творческого пути выделялись на фоне типовых норвежских блэк-метал групп. Уже на демках формация не брезговала акустической гитарой и чистым вокалом, доходящим до фальцета. Благодаря всему этому, а также сравнительно сдержанной подаче материала, Ulver звучали мелодичнее многих соратников. В музыке коллектива хорошо ощущался фолковый колорит. В живую «Волки» выглядели «аристократично», по сравнению со многими коллегами по цеху.

В конце 1994 года Ulver записали дебютный полноформатный альбом - «Bergtatt - Et Eeventyr i 5 Capitler». Опус вышел в феврале 95-го. К моменту начала работы над альбомом позицию ударника Ulver занял Эрик Ланцелот, знакомый Варга Викернеса из Burzum. В 92-м Варг рассматривал Эрика в качестве ударника для потенциальных концертных выступлений Burzum, но вскоре Викернес передумал играть в живую. Также к Ulver в качестве гитариста мог присоединиться Шаграт из Fimbulwinter и Dimmu Borgir, но, несмотря на неоднократные совместные репетиции, тот решил сконцентрироваться на Dimmu Borgir.

Обложка «Bergtatt»
Обложка «Bergtatt»

«Bergtatt - Et Eeventyr i 5 Capitler» в момент своего выпуска оказался одним из самых своеобразных альбомов в норвежском блэке. Влияния фолка и обилие мелодий - вот чем привлекли внимание Ulver. Более того, качество записи на «Bergtatt» высокое по меркам блэка. Гитары создают мечтательное настроение. Чистый вокал играет существенную роль. Тенор Гарма исполнен в этакой «воздушной» манере. «Bergtatt» оказал влияние на становление фолк-/пэйган-блэка и атмосферик-блэка. Лирика оного и двух следующих альбомов написана на старонорвежском языке. Работы объединены концептуально, будучи посвящёнными тёмной стороне скандинавского фольклора, а также темам природы.

В 1995-м Ulver записали «Kveldssanger», свой второй полноформатник, релиз которого состоялся в следующем году. Работа всецело акустическая. Так Ulver впервые сменили жанр, перейдя от блэк-метала с влиянием фолка к полноценному неофолку. С одной стороны, материал на «Kveldssanger» спокойный и душевный, будто бы для умиротворённых посиделок вечером у костра, но нередко создаётся величественное настроение. Последнему способствует вокал Гарма, который из «воздушного» тенора и фальцета трансформировался в громогласный скальдический бас. В результате даже жалко, что на альбоме больше инструментальных композиций.

Обложка «Kveldssanger»
Обложка «Kveldssanger»

Третьим полноформатником стал «Nattens Madrigal - Aatte Hymne til Ulven i Manden», записанный в начале 96-го и выпущенный в марте 97-го. Там «Волки» в последний раз сыграли блэк-метал, причём не в таком мелодическом ключе, как на демках и на «Bergtatt», а в значительно более сыром и агрессивном. Настолько грязной и яростной музыка Ulver не была ни до, ни после. По слухам, группа протранжирила огромную часть суммы, которую лейбл дал ей на запись альбома, отчего на хороший продакшн не хватило средств, но сами музыканты опровергли подобные заявления, пояснив, что сырость создана намеренно.

Обложка «Nattens Madrigal»
Обложка «Nattens Madrigal»

Полтора года спустя, под занавес 98-го, Ulver шокировали метал-сообщество альбомом «Themes from William Blake’s The Marriage of Heaven and Hell», на котором они представили пост-индастриал экспериментального толка. С тех пор к каким только жанрам Ulver не переходили, но блэк-метал навсегда остался в прошлом. Из раннего классического состава в группе сегодня присутствует только фронтмен Гарм. Гитарист Хаавард, после долгого периода вне метал-музыки, недавно отметился в Dold Vorde Ens Navn, блэк-метал формации ветеранов норвежской сцены. Басист Сколл занят в Arcturus, Den Saakaldte и Ved Buens Ende.

Ulver в наше время
Ulver в наше время

«Bergtatt», «Kveldssanger» и «Nattens Madrigal» - концептуальная и стилистическая трилогия. Ulver неоднократно издавали компиляции со всей троицей вместе. Блэк с влиянием фолка - это отправная точка Ulver, это корни группы, от которых больше ничего не происходит, но которые не забыты поклонниками экстремальной музыки, в частности блэк-метала.

О становлении и развитии атмосферик-блэк-метала
Об истории пэйган-блэк-метала
Рецензия на альбом Dold Vorde Ens Navn «Mørkere» (2021)

#black metal #метал музыка #рок #фолк #музыка #музыкальные альбомы #обзоры