Тоннель под Ла-Маншем или проект CC BY-SA 2.0 - это железнодорожный тоннель общая протяженность которого составляет около 53 км, 40 из которых проложено под дном пролива Ла-Манш. Внутри тоннеля находится двухколейная железная дорога, по одному направлению в каждую сторону. Двухпутный железнодорожный тоннель длиной около 51 км, из которых 39 км проходят под проливом Ла-Манш. Тоннель соединяет континентальную Европу с островной Великобританией. Благодаря этой железной дороге из Парижа в Лондон можно попасть всего за 2 часа 15 минут.
История этого проекта началась еще в конце 18 века. Еще в 1750 году были выдвинуты первые идеи по созданию сообщения между Францией и Англией. Изначально даже была обещена премия, тому кто разработает проект тоннеля.
Первым инженером, занимавшимся этим грандиозным проектом, был французский конструктор А. Матье. В соответствии с его планом, тоннель предназначался для проезда конных экипажей. По всей длине, для освещения пути, должны были быть установлены масляные лампы. А для обеспечения вентиляции, на протяжении всего тоннеля, будут построены вентиляционные шахты (отдушины). Причем отдушин, должны проходить через толщу воды и возвышаться над поверхностью моря.
Помимо технической стороны вопроса, необходимо было согласие двух государств на строительство. Франция была за, а Великобритания против, так как она была обеспокоена вопросами своей безопасности. В результате разногласий двух сторон, предложенный проект Матье, так и остался на бумаге.
Проект отложили на 30 лет и в следующий раз о нем упоминается в 1832. Французский инженер Т.Гамон предложил построить не тоннель, а мост над Ламаншем. Для этого он предлагал, сделать 15 грунтовых насыпей и на них построить мост. Но эта идея изначально была абсурдной. Тогда этот же инженер предложил построить подземный тоннель. Его план основывался на идеях Матье и П. Барлоу (является одним из основателей первого в мире "лондонского" метрополитена). Смысл был в том, что подземный тоннель должен рыться и сразу заполняться бетонными ящикообразными сборками, которые скреплялись между собой.
Проект был одобрен лишь в 1861 году, после этого начался поиск денег на реализацию строительства и на это ушло целых 20 лет. Лишь в 1881 году началась работа буровых машин, причем одновременно с обеих сторон. Но уже через пол года Великобритания вновь забеспокоилась о безопасности и работы пришлось остановить. На тот момент уже было прорыто 2020 метров со стороны островной части и 1810 метров — со стороны континент. Потом была Первая и Вторая Мировые войны которые сдвинули все планы. Лишь в 1955 году Лондон смог преодолеть свои страхи и дал добро на возобновление работ по проекту.
Готовность осуществить проект выразила компания Суэцкого канал, она располагала необходимым капиталом и мощностями. И дело даже начало сдвигаться с мертвой точки. Вдруг в дело вмешалась другая компания, которая выдвинула другой проект. Он заключался в строительстве огромного моста с автострадой. «Королям автострад», конечно же, не хотелось, чтобы новая коммуникация через пролив попала в руки железнодорожных магнатов. Так как при постройке моста была огромная необходимость в металле, то поддержку этой идеи высказали ведущие металлургические компании, ведь это сулило многомиллиардные договоры на поставку металла. Борьба конкурентов вновь сдвинула все работы. В итоге выиграл план строительства тоннеля. Однако работы были возобновлены только в 1974 году.
Работы начались возле французского г.Кале и английского г.Дувр. Согласно плану необходимо было построить три железнодорожных тоннеля. Один технический и два рабочих. Диаметр каждого около 8 м, длина около 45 км, из которых 39 км будет проходить под дном Ламанша. Третий "технический" тоннель предназначался для обеспечения работ и различных нештатных ситуаций. Он имеет выходы в основные тоннели каждые 350 метров.
Хотелось бы здесь отметить, что за участие в строительстве, боролось около 2000 металлургических фирм по производству железнодорожных рельсов. И тендр получила советская металлургическая корпорация. Которая выполнила все договоренности по поставке даже с опережением срока.
И вот наконец-то летом 1994 года все работы по строительству были завершены и состоялось долгожданное открытие сообщения.
По железнодорожным путям курсируют новейшие поезда типа «Шаттл», которые предназначены как пассажиров, так и грузов, включая автомобили, автобусы и грузовики.
Расстояние в 50 км, 39 из которых под Ламаншем, современный поезд проезжает за пол часа. Паром который ходит между континентальной Европой и островной Великобританией тратит на маршрут не менее 2 часов.