Найти тему
Киновед в штатском

Здесь будет кровь!: Как один неудачный дубль в фильме 1962 года навсегда изменил жанр боевика

В бешеном потоке новинок хочется порой сделать небольшой перерыв и написать о чем-то отвлеченном. Поэтому сегодня у нас снова рубрика "Киновед познавательный", и мы с вами отправимся на 60 лет в прошлое, чтобы узнать, откуда в боевиках появился стилистический элемент, получивший название "ультранасилие". Оказывается, у столь любимой, скажем, Квентином Тарантино "кровавости" есть весьма любопытная предыстория, а у истока фонтанов красного сиропа на съемочных площадках стоит не кто-нибудь, а сам Акира Куросава. Итак, надевайте кимоно, мы едем в Страну восходящего солнца учиться дуэлям на самурайских мечах.

-2
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ

Пожалуй, любой фильм Куросавы безо всякой натяжки можно назвать значимым, влиятельным, воодушевляющим новые поколения сценаристов, режиссеров и актеров. От "Семи самураев", заложивших саму основу сценарной структуры боевика, до "Расемона" с приемом "ненадежного рассказчика" – вклад японского мастера неоспорим. Но кроме серьезных, четко выверенных драматургических подвижек, Акира Куросава совершил переворот и в визуальной составляющей, подарив миру один из наиболее впечатляющих приемов, применяемых сегодня повсеместно. Именно в фильме Куросавы впервые показали фонтан крови после удара жертвы мечом. Но что еще интереснее – получилось это случайно.

-3

Возможно, вы видели фильм "Отважный самурай" (если еще нет, то сейчас самое время), который в некоторых кругах еще называют "Сандзюро" или "Телохранитель 2". В нем мы вновь встречаемся с культовым персонажем актера Тосиро Мифуне по имени Цубаки Сандзюро. Особенно примечательна в картине финальная сцена, в которой опытный воин вызывает заглавного героя на поединок, пытаясь защитить свою честь. Самурай отказывается, ссылаясь на то, что не желает гибели своего противника, но тот настаивает. Молниеносная схватка ограничивается всего одним ударом – Ханбэй еще не успевает обнажить свой меч, как Сандзюро уже поражает его своей катаной.

Скорость и сила, с которой самурай наносит свой смертельный удар подчеркиваются фонтаном крови, извергающимся из тела Ханбэя Мурото – ей покрываются и оба противника, и свидетели поединка. И хотя выглядит это весьма впечатляюще, изначально ни автор фильма, ни специалисты по эффектам не подразумевали столь эффектной "кровавой бани" – причиной "взрыва" стала ошибка в механизме подачи имитирующего кровь раствора, со спрятанного под одеждой актера шланга буквально сорвало клапан.

-4

Как и многие другие режиссеры, для своих черно-белых фильмов Куросава использовал в качестве бутафорской крови разбавленный шоколадный сироп – однако на съемках "Отважного самурая" вязкую жижу решили разбавить не обычной, а газированной водой. Наверное, рассчитывали, что с игривыми пузырьками жидкий шоколад потечет живее. Увы (или к счастью), физика – наука довольно бессердечная, поэтому растворенный в воде газ в какой-то момент скопился возле клапана, через который в нужный момент должна была потечь "кровь", и на команду "Пуск" отреагировал положенный образом. Эффект получился равнозначным открытию бутылки теплой и предварительно взболтанной "Кока-Колы" или "Пепси" (запрещены на территории Российской Федерации).

-5

Безусловно, и актеры, и костюмеры, и гримеры, и специалисты по эффектам были готовы переснять неудавшийся кадр, но Акире Куросаве так понравился кровавый "взрыв", что он решил оставить сцену в первоначальном виде и тем самым изменил законы жанра. Если прежде даже самые жестокие фильмы показывали кровь небольшими каплями или темными потеками на одежде героев, то после "Отважного самурая" авторы боевиков и хорроров перестали стесняться – на смену деликатному и выдержанному Хичкоку пришел неугомонный и высокооктановый Тарантино.

-6

Последний получил особенную популярность у фанатов, именно благодаря таким "взрывным" кровавым сценам. Кульминацией в экспериментах Квентина с экранной жестокостью стала сцена схватки Невесты и 88 Чокнутых в "Убить Билла" – крови здесь было столько, а извлекалась она из тел такими фонтанами, что режиссеру пришлось на время перейти на черно-белую пленку, дабы обилием красного цвета в кадре не закрыть фильму дорогу на экраны. Каждое убийство здесь – дань уважения Куросаве, Мифуне и безымянному мастеру, намешавшему в шоколадный сироп слишком много газированной воды.

-7

Эффект гейзера, кстати, впоследствии использовал и сам Куросава – в фильме "Ран" 1985 года фонтаном сопровождается жестокая сцена отсечения головы одной из героинь. Что уж говорить о последователях с куда меньшей претензией на величие и способностями творить что-то оригинальное – даже в недавней "Принцессе" почти любое мало-мальское соприкосновение меча с плотью заканчивается водопадами крови. О клапанах сейчас, кажется, никто больше не заботится...

-8

В качестве закрепления материала предлагаю вам упражнение – вспоминайте в комментариях самые кровавые боевики и сцены из фильмов и сериалов, в которых сраженные холодным оружием персонажи лопались как мыльные пузыри. А я пока вымою руки и перекушу – аппетит, знаете ли разыгрался. Шутка! Конечно, я брошусь писать о чем-то новом, интересном, серьезном, чтобы вам при посещении канала Киноведа в штатском не было скучно. Заглядывайте, читайте, смотрите, не болейте, берегите себя и близких, не мешайте колу с ментосом, и...

-9

Увидимся в кино!

#кино #акира куросава #отважный самурай #квентин тарантино #убить билла