В период проведения большевиками на Дону сплошной коллективизации (1-я половина1930-х гг.) репрессии против казаков усилились. Это связано еще и с тем, что одновременно с коллективизацией (созданием колхозов) на Дону, как и по всему Югу России, усилился процесс ликвидации кулачества (зажиточных казаков и крестьян) как класса. Эта политика ударила по казакам еще и потому, что казачество в основной своей массе по разным причинам в имущественном отношении было более состоятельным, чем иногороднее (крестьянское) население Дона.
Согласно секретному постановлению Политбюро ВКП (б) от 30 января 1930 года «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации» все (казаки-кулаки, крестьяне-кулаки) были разделены на три категории. Первая категория именовалась «ярыми врагами советского строя», у них конфисковывались все средства производства, жилье, хозяйственные постройки, семена и корма, сберкнижки, облигации Госзаймов. Потом таких казаков или отправляли в концлагеря, или расстреливали.( Погодинская Л. Лишенцы. Кто они? // «Приазовье» (г. Азов). 2004. 3 июня С.4. Сайт asovlib.ru. Страницы истории города Азова). Вторая категория – по большевистской терминологии «непокорные» - подвергалась полной конфискации имущества и ссылке в районы Северного Урала, Сибири и Казахстана на принудительные работы по заготовке леса и добыванию полезных ископаемых. Третья категория раскулачиваемых («неподдающиеся») тоже лишалась всего имущества, но расселялась в районах с малопригодной для обработки землей в пределах Донской (Ростовской) области. (Погодинская Л. Лишенцы. Кто они? // «Приазовье» (г. Азов). 2004. 3 июня С.4. Сайт asovlib.ru. Страницы истории города Азова).
Казаки всех трех категорий лишались избирательных прав, становясь по большевистской терминологии «лишенцами». В реальной жизни это означало, что казаки и казачки этих категорий полностью лишались избирательных прав, их не брали на работу, а их детей не принимали в средние и высшие учебные заведения. В родном Донском краю казаки-лишенцы чувствовали себя чужими, бесправными и униженными.
Поскольку точных критериев определения кто является кулаками не было, поэтому большевистские власти на местах сами решали кого раскулачивать, а кого миловать. Например, в Верхнедонском районе бывшей Донской области, который считался по своему составу населения преимущественно казачьим, из 9565 хозяйств 1339 хозяйств (14%) были отнесены властями к числу кулацких, 6339 хозяйств к числу середняцких (66%) и 1877 - бедняцких хозяйств (20 %).(Скорик А.П., Бондарев В.А. Коллективизация в казачьих судьбах. // «Донской временник». Год 2014-й. Ростов-на-Дону, 2013. Вып.22.С.193). В дальнейшем большевистское руководство огульно причислили к кулацким хозяйствам, подлежащих раскулачиванию, сотни середняцких казачьих хозяйств Дона.
По данным Государственного архива Ростовской области с 1926 по 1935 годы в бывшей Донской области было репрессировано 62 тысячи так называемых кулацких хозяйств, в результате чего пострадало более 750 тысяч человек. ((Погодинская Л. Лишенцы. Кто они? // «Приазовье» (г. Азов). 2004. 3 июня С.4. Сайт asovlib.ru. Страницы истории города Азова).
Сопротивлявшиеся насильственной коллективизации казаки или неосторожно критиковавшие колхозную систему в кругу знакомых и станичников, огульно причислялись большевиками к числу «бывших белогвардейцев», подлежащих ссылке или тюремному заключению. При этом власти тщательно выясняли какую должность занимал тот или иной казак в системе дореволюционной власти (священник, атаман, помощник атамана, писарь), служил ли у белых, был ли в эмиграции и когда вернулся. Так, в 1930 году был арестован бывший командир конной группы из двух дивизий белых генерал-майор А.С. Секретёв, работавший в это время инструктором верховой езды в Новочеркасской школе красных курсантов. Его обвинили в принадлежности к не существующей в реальности организации «Казачий блок» и расстреляли 8 мая 1931 года.1 Такая же участь постигла и десятки других казачьих офицеров и генералов, что означало физическую ликвидацию наиболее образованной части донского казачества, являвшейся, среди прочего, и носителем казачьего, в основном православного, самосознания, культуры и морально-нравственных основ.
Поразительно, что под репрессии большевистской власти в этот период попадали и те казаки, которые в годы Гражданской войны сражались на стороне красных, и даже имели от них награды. Так, в Константиновском районе бывшей Донской области «из колхоза «Пробуждение» был «вычищен» и сослан казак-красноармеец (кавалер ордена Красного Знамени) под тем предлогом, что его отец – зажиточный (хотя до этого исключенный казак в течение четырех лет честно трудился на посту председателя этого же колхоза)».(Скорик А.П., Бондарев В.А. Коллективизация в казачьих судьбах. // «Донской временник». Год 2014-й. Ростов-на-Дону, 2013. Вып.22.С.195).
Новый этап антиказачьих репрессий расценивался определенной частью казачьего населения Дона, как повторная попытка расказачивания. В некоторых районах Дона, в частности, в Верхне-Донском районе, были отмечены попытки казаков оказать сопротивление насильственной коллективизации и высылке с Дона на север страны. Это описано в знаменитом романе М.А. Шолохова «Поднятая целина», где рассказывается о подпольной антибольшевистской повстанческой организации бывшего казачьего есаула А.С. Сенина, расстрелянного в конце декабря 1930 года в Ростове-на-Дону.
Однако на второе репрессивное расказачивание большевистское руководство в 1930-е годы не решилось, ибо донское казачество на тот момент являлось мощной экономической силой на юге России, подрыв которого означал подрыв советской власти вообще. В инструктивном, «совершенно секретном», письме первого секретаря Северо-Кавказского крайкома ВКП (б) Б.П. Шеболдаева (куда входила бывшая Донская область) нижестоящим партийным организациям в связи с этим отмечалось: «С особой тщательностью нужно добиться полной очистки казачьих районов от кулацко-белогвардейского элемента…, что особенно важно в связи с наличием попыток со стороны классово-враждебных элементов истолковать лозунг партии о ликвидации кулачества, как «ликвидации казачества», и мероприятия по выселению кулачества, как меру расказачивания». (Скорик А.П., Бондарев В.А. Коллективизация в казачьих судьбах. // «Донской временник». Год 2014-й. Ростов-на-Дону, 2013. Вып.22.С.196).
Одновременно в этот период усилилось наступление большевистской власти на Православную Церковь. В 1932 году руководство «Союза воинствующих безбожников» во главе с Е.М. Ярославским, поддерживаемое высшим большевистским руководством страны, объявило в СССР наступление «безбожной пятилетки», согласно которой к 1 мая 1937 года «слово «Бог» должно быть в СССР забыто». («История религий в России». С. 563)
По этому плану в 1932-1933 годах в стране планировалось закрыть все православные храмы, молитвенные дома, мечети и синагоги. К 1934 году должны были быть забыты все православные традиции, привитые населению дореволюционной литературой и воспитанием в семье и Церкви. Для этого планировалось охватить всё население СССР, и прежде всего, молодежь страны, в том числе и казачье население Дона, агрессивной антирелигиозной пропагандой. Воинственные безбожники планировали, что к 1936 году в СССР исчезнут оставшиеся молитвенные дома и все православное духовенство. К 1 мая 1937 года оголтелые безбожники мечтали «изгнать религию из самых укромных её уголков». (Фирсов С.Л. Была ли безбожная пятилетка? // «Независимая газета: НГ-религии. 20002. 30 октября).
Началось массовое насильственное закрытие церквей по всей стране. В 1937 году было закрыто 8 тысяч церквей, в 1938-м – более 6 тысяч храмов. (80 лет назад началась «безбожная пятилетка». Сайт /»Православие. RU. 15 мая 2012 года).
В 1937 году органами НКВД было арестовано 136.900 православных священно-и церковнослужителей (расстреляно 85.300 человек), в 1938 году – арестовано 28.300 человек (расстреляно 21.500 человек), в 1939-м – арестовано 1500, расстреляно 900 человек, в 1940 году арестовано 5100 и расстреляно 1100 человек, в 1941 году арестовано 4000, из которых 1900 священнослужителей были расстреляны. (80 лет назад началась «безбожная пятилетка». Сайт /»Православие. RU. 15 мая 2012 года).
Эта страшная беда коснулась и казачьего Дона… В конце 1920-х годов и в 1930-х годах на Дону по постановлению Ликвидационных комитетов при НКВД и других советских органов власти были закрыты сотни храмов.
В крупнейшем городе Дона - Ростове-на-Дону разграблению и закрытию подверглись церкви: Святителя Николая (на его месте ныне школа № 55), Казанская (ныне здесь стоит школа № 39), Успенская (угол Соборного переулка и ул.М. Горького), Архангело - Михайловская (ныне многоэтажный клинический корпус Ростовского медицинского университета), Ново-Покровская (восстановлена на месте памятника С.М. Кирова), Всехсвятская кладбищенская (освящена в 1868, закрыта в середине 1930-х и взорвана в 1966-м. На этом месте в 1967 году был открыт дворец спорта.), Крестовоздвиженская (закрыта в 1935 году, на ее месте ныне расположено общежитие (переулок Университетский, 131-а.), Александро-Невская (освящена в августе 1908 года, взорвана в 1933 году. На его месте по проекту известного скульптора Е.В. Вучетича сооружен конный монумент красным, освободившим Ростов от белых в 1920 году), Иверская в одноименном женском монастыре на северной окраине Ростова (освящена в июне 1908 года, закрыта в январе 1930, восстановлена в конце 1996 года), греческая церковь Благовещения Пресвятой Девы Марии, (освящена в 1909, закрыта в 1959 (или 1961-м) году. На этом месте в 1964 году было построено нынешнее здание Ростовского областного театра кукол.), Иоанна Предтечи (построена в 1915, закрыта в 1925; на его месте возведен Лендворец), Владимирская (построена в 1889 году, закрыта в начале 1930-х, действовала с 1942 по 1955 годы, закрыта в январе 1955 года; ныне здесь расположено отделение межведомственной охраны МВД), Троицкая (закрыта в 1926 г.), Святых мучеников Сергия и Вакха (освящена в 1905, закрыта в 1920 годах; на ее месте находится знаменитая «Богатяновская тюрьма» на углу Кировского проспекта и улицы Горького.), церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радости» (освящена в 1893 году, снесена в 1931-1932 годах; на ее месте располагается гостиница «Ростов» (ныне отель Marins Park Hotel Rostov), Екатерининская (освящена в 1897 г., закрыта в 1922-м; ныне это часть городского парка культуры и отдыха им. М. Горького, где располагаются аттракционы), Андрея Критского (освящена в 1889 г., закрыта в 1930-е годы; на месте этой церкви ныне расположен плавательный бассейн школы № 43 (пр. Буденновский, 64), Петровская (освящена в 1898 году в Ростовском реальном училище на Большой Садовой, закрыта в 1932-33 гг. Ныне на этом месте часть парка им. М. Горького), Покровская (освящена в 1897 году в здании Торговой школы, закрыта в начале 1930-х гг; ныне здесь расположены экономический и юридический факультеты РГУ (ул. М.Горького, 88), Владимирская (освящена в 1903 г. В Доме трудолюбия, закрыта в начале 1930-х гг.; на этом месте расположена школа глухонемых (ул. Суворова, 127), Николаевская (освящена в 1907 г., в Коммерческом училище на Богатяновском переулке; ныне это здание занимает Ростовский строительный университет). (Малаховский Е.И. Храмы и культовые сооружения Ростова-на-Дону…. С. 34-94).
В 1935 году в Ростове-на-Дону был закрыт кафедральный собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы. С куполов сняли кресты, разобрали иконостас, вывезли иконы, мраморный пол и убранство были утрачены, а храм превращен в товарный склад. Потом на церковное подворье перевели городской зверинец. С подходом немцев к Ростову, в 1942 году, по решению горкома и обкома ВКП (б) были взорваны два верхних яруса соборной колокольни. В сентябре 1999 года восстановительные работы по воссозданию колокольни, начатые в 1990 году, были завершены. 21 сентября 1999 года соборную колокольню освятил Святейший Патриарх Алексий Второй, прибывший на празднование 250-летия Ростова-на-Дону. Сам кафедральный собор, восстановительные работы в котором по проекту ростовского архитектора Д.Ф. Эберга начались в 1950-х годах, обрел свой прежний вид к Тысячелетию крещения Руси. К началу ХХI века соборное подворье было расширено, на нем были построены новые здания, открылась воскресная школа.
24 ноября 2019 года заново отреставрированный собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы освятил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.
В бывшей казачьей столице городе Новочеркасске большевики распорядились закрыть все православные храмы. В 1930 году секретной директивой большевиков был закрыт кафедральный Вознесенский собор – «Второе солнце Дона». Предварительно храм подвергся разграблению и осквернению: кресты были сорваны и сброшены, иконы сняты и разбиты, позолота куполов содрана вместе с медными листами обшивки; в основной части собора была размещена машино-тракторная станция, а в подвале храма устроен склад для хранения ячменя для городского пивного завода.(Картавенко Валентин. Новочеркасск. Город, люди, время. Новочеркасск, 2015. С.8).
Закрытию и разграблению подверглись и все остальные православные храмы Новочеркасска: Св. Михайло-Архангельский, Св. Георгия Победоносца, Св. великомученика Димитрия Солунского, Св. благоверного князя Александра Невского, Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радости», Донской иконы Божией Матери, Преподобного Серафима Саровского и др.
Такая же участь в эти страшные богоборческие 1930-е годы постигла православные храмы других донских городов, станиц и хуторов. В древнейшей казачьей станице Старочеркасской был закрыт и превращен в музей большевистско-советских деятелей Ф.Г. Подтелкова и М.В. Кривошлыкова старейший донской храм – Воскресенский войсковой собор. Закрыты также были Преображенская, Петропавловская и Донская церкви этой древнейшей казачьей станицы Дона.
В городе Азове Ростовской области закрытию подверглись Преображенский, Никольский, Азовской иконы Божией Матери, Троицы Живоначальной, Александро-Невский, Иоанна Предтечи, Успенский и другие храмы этого города.1 (1 Шадрина А.В. Храмы Азовского района Ростовской области. Азов, 2014. С. 5-20.
В конце 1920-х-1930-е годы в городе Таганроге, втором по величине городе Ростовской области, по распоряжению ликвидационного комитета городского НКВД были закрыты 27 православных церквей: Архангело-Михайловская, Петро-Павловская, Успенская, Иоанна Предтечи, Митрофаниевская, Рождества Пресвятой Богородицы, Никольская, Георгия Победоносца другие храмы. ( Храмы города – Исторический Таганрог. Сайт sites.google.com›site/istoriceskijtaganrog/hramy…).
В городе Каменске-Шахтинском (бывшая казачья окружная станица Каменская) Ростовской области в этот период были закрыты церкви Покрова Пресвятой Богородицы, Александра Невского, Алексия, митрополита Московского, Рождества Христова, Алексеевская кладбищенская.3
В этот период православные храмы были закрыты в крупных донских казачьих станицах Аксайской, Семикаракорской, Раздорской, Багаевской, Манычской, Константиновской, Вешенской, Казанской, Белокалитвенской, Цимлянской, Мелеховской, Дубовской, Кочетовской, Елизаветинской, Усть-Медведицкой, Нижне-Чирской, Морозовской, Гундоровской, Ермаковской, Мигулинской, Букановской, Еланской, Усть-Хоперской, Золотовской, Николаевской, Кумшацкой, Бессергеневской, Платовской, Распопинской, Нижне-Кундрюческой, Верхне-Кундрюченской, Иловайской, Мелеховской, Пухляковской, Усть-Быстрянской, Мариинской и других казачьих станицах и хуторах.
Этой же участи подверглись православные храмы в городах Шахты, Миллерово, Зверево, Сальск и др.
Всего около 600 донских православных храмов в 1930-е годы были осквернены, разгромлены, закрыты и переданы под клубы, школы, спортзалы, пекарни, бани, машино-тракторные станции и различного рода склады. Священники закрытых церквей были либо посажены в тюрьмы или сосланы на Север страны, а то и расстреляны. В частности, в сентябре 1937 года был арестован и обвинен в «пораженческой агитации» священник церкви Святых Великомучеников Фрола и Лавра станицы Пролетарской (до революции 1917 года станицы Великокняжеской) Илия Попов (в миру казак станицы Кочетовской Илья Викторович Попов). Постановлением тройки УНКВД по Азово-Черноморскому краю он был расстрелян в день Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 1937 года. 26 июня 1989 года И.В. Попов был реабилитирован постановлением Прокуратуры Ростовской области. В г. Пролетарске Ростовской области и в г. Ростове-на-Дону ему установлены памятники. С 2013 года в Ростове-на-Дону действует «Донская региональная благотворительная общественная организация имени священника Илии Попова («Фонд имени священника Илии Попова»)», проводящая огромную работу по реабилитации убитых богоборческой большевистской властью донских священников и казаков.(Сухарев А.Г. Фонд имени священника Илии Попова.// «Донской временник». Год 2014-й. Ростов-на-Дону, 2013. Вып. 22. С. 214).
В конце 1920-х - в 1930-е годы на Донской земли по распоряжению большевистской партии были закрыты все православные монастыри: Старочеркасский Ефремовский, Кременской, Усть-Медведицкий, Ростовский Троице-Алексеевский, Таганрогский Свято-Троицкий, Бекреневский Свято-Николаевский.2
К 1941 году в Ростовской области (бывшая Донская область) решением большевистской власти были закрыты все православные духовно-учебные заведения, создававшиеся огромным трудом на протяжении длительного времени. Были закрыты семинария, все духовные училища, их здания конфискованы и переданы под клубы, школы, спортзалы.(Римский С.В. Православная церковь и государство в Х1Х веке. Донская епархия: от прошлого к настоящему. Ростов-на-Дону, 1998. С. 297.
К началу 1941 года православное духовенство на казачьем Дону преступными стараниями большевистской богоборческой власти фактически перестало существовать… Оставались лишь небольшие легальные островки церковно-духовной жизни, мощно возродившие Православие на Дону в 1990-2000-е годы.
Поразительно, что, несмотря на все репрессии, которые большевистские власти обрушили на Православную Церковь в 1930-е годы, население Дона и страны в целом в подавляющем большинстве считало себя верующими. Так, согласно Всесоюзной переписи населения 1937 года «одна треть горожан и две трети сельчан объявили себя верующими, …среди неграмотных православных верующие от 16 лет и старше составляли 67,9%, среди грамотных – 79,2%». (80 лет назад началась «безбожная пятилетка». Сайт /»Православие. RU. 15 мая 2012 года). Материалы этой переписи, говорящие о крахе антиправославной пропаганды в СССР, были сразу же засекречены большевистской властью. Их опубликовали уже в новой небольшевистской России периода перестройки и гласности 1990-х годов.
Михаил Астапенко, историк, член Союза писателей России.