Ничто в наше время так не развивает археологию, как газификация населенных пунктов. Это не шутка. Если встряхнуть статистику последних лет, можно понять, что большинство археологических открытий были сделаны рука об руку с трубоукладчиками. Прежде чем проложить нитку с газом, строители должны убедиться, что у них на пути нет ничего ценного. А поскольку ценное есть – наш донской регион сплошь и поперек усыпан курганами и древними захоронениями, - то в авангарде любой строительной экспедиции идут историки.
По этой причине в этом году в Каменском районе (Ростовская обл.) выпал настоящий дождь из археологов. Одна из экспедиций вела работу в х. Гусеве другая - в х. Верхний Пиховкин, еще одна – в х. Березовом. Активность археологов связана с программой газификации Ростовской области, но для самих исследователей курганов, идущих в авангарде газовиков, все эти программы идут лесом. Их интересуют древности и загадки. И они их получают…
Люди в бронзе
Самым лакомым куском для археологов, рывших каменскую землю, стал курган Верхне-Пиховский-1. Вернее, сегодня кургана в прямом смысле уже нет. Археологический объект раскопан и рекультивирован, и в некотором смысле его пребывание в областном реестре археологических памятников бессмысленно.
Что нашли в древнем кургане? По словам руководителя экспедиции А.В. Шефа, всего было раскопано 15 захоронений. Были обнаружены бронзовые инструменты, оружие, украшения, керамическая посуда с орнаментами. Все исторические симптомы говорили о том, что могилы создавались древними катакомбниками.
А кто это?
Верхнепиховский курган – один из богатейших исторических объектов эпохи бронзы, и любой уважающий себя археолог хотел бы, чтобы в его послужном списке было исследование такого кургана. Бронзовый век – эпоха человеческой истории (приблизительно XXXV-XI вв до нашей эры), в котором ведущую роль в хозяйстве занимали изделия из бронзы. Верхнепиховский курган и захоронения в нем – это образец средней бронзы (XXV-XX вв. до н.э.), а те, кто его насыпал были людьми катакомбной культуры.
В чем основные признаки катакомбной культуры? Во-первых, это сами могилы-катакомбы. Умерших хоронили в вырытой в земле камере, у которой были вертикальный колодец и горизонтальный коридор-вход. В некотором смысле погребальные апартаменты катакомбников похожи на заварочный чайник: носик – это колодец и вход в камеру, а сам пузатый чайник - это погребальная камера.
В могилах покойники лежат, как правило, в одной позе, - скрюченными, на боку. Тела обильно посыпаны охрой. Многие предметы обихода, по которым идентифицируют катакомбную культуру, настолько похожи, что, кажется, что у древних была налажена своя система логистики, которая всем доставляла одинаковые товары из своего древнего Китая.
Интересен инвентарь, который катакомбники клали умершему «на дорожку». Это разнообразная, достаточно искусная глиняная посуда с орнаментами, каменное и бронзовое оружие, костяные и бронзовые украшения. Все эти вещи историки нашли также и в верхнепиховском кургане. Возраст каждой находки - как минимум 4-4.5 тыс. лет. Для обывателя, привыкшего к тому, что заря цивилизации приходится «где-то на Древнюю Грецию», такая датировка предметов и событий выглядит просто ошеломляюще.
Сакральное место
Чем еще интересен верхнепиховский курган? В одном из захоронений покойникам отделили головы – это сделали спустя несколько лет после смерти – и развернули их затылками к выходу. Возможно, согласно верованиям катакомбников, так исключалось последующее возрождение умерших.
Многочисленные вещи из бронзы, найденные в кургане, помимо прочего, говорят о том, что их обладатели принадлежали к достаточно привилегированным социальным сословиям. В кургане их нашли много. Вполне возможно, что весь курган в Верхнем Пиховкине был насыпан очень родовитыми кланами, эдакое элитное еврейское кладбище на Масличной горе.
Покойники в кургане лежали в надлежащих катакомбникам скрюченных позах, на боку. Трупы также посыпаны охрой. Рост приближается к современному человеку, иногда чуть больше, - до 1,9 -2 метров. Тела умерших ориентированы на на юг.
Южное направление вообще было почитаемо катакомбниками. Помимо покойников, ориентированных на юг, туда же «смотрит» и сам курган в Верхнем Пиховкине. Его форма явно вытянута в южную сторону, именно там сосредоточено большинство захоронений, а в северной части могил практически нет. Север у катакомбников - не престижное направление для могил.
Интересно, что у пиховского кургана – весьма длительная история. Судя по почвенным разрезам, большая его часть создавалась в эпоху средней бронзы, это – катакомбная культура. Но есть слои, которые принадлежат к еще более древней культуре – ямной. Возраст захоронений в этих слоях может зашкаливать за 5 тыс. лет (!). Выходит, что верхнепиховский курган – это курган-долгожитель, вернее, долгострой. А раз так, то могильник, который с завидным постоянством насыпался и не забывался тысячу лет, мог быть не просто местом погребения, а самым настоящим сакральным капищем.
Кто выпустил пауков?
К рассказу об археологических раскопках в Каменском районе мы обязательно вернемся. В июне в х. Березовом было раскопано другое захоронение, где состоялась настоящая археологическая сенсация. Какая? Следите за нашими публикациями.
Ну и еще пару слов, которые хочется добавить к истории изучения донских курганов. Культура курганов подробно описана исследователями в XX веке. Однако в наше время, когда уровень науки и техники позволяет изучить наследие курганов более тщательно, для ученых наступает эра поистине неограниченных открытий и построения новых теорий.
Например, сегодня весьма популярна теория о том, что курганы – это не просто отдельно стоящие захоронения, а целые системы, в каждой из которых есть свой символизм и функции, и это хорошо может показать видеосьемка с дронов. Знаменитый комплекс таких систем находится в селе Межирич в Днепропетровской области (Украина). Там курганы образуют единый рисунок – огромного паука. Другой пример – самый высокий курган Херсонской области у села Староселье. С высоты птичьего полета на нем хорошо заметны двенадцать лучей, разбегающихся от центра кургана по окрестным полям, и по всему видно, что у кургана могли быть некие астрономические функции.
Популярна в наши дни и теория связи курганов с общей для всей древней Земли прото-цивилизацией - единой индоарийской, ведической культурой. Один из ведущих исследователей темы курганов Л.С. Клейн считал, что в древнейшей «Ригведе» есть упоминания о катакомбном способе погребения: «Придет день, и меня положат в землю, как вкладывают перо в стрелу». Он предположил, что это сравнение не подходит к обычному опусканию покойника в яму, а скорее имеет в виду его задвигание вбок — в катакомбу. О том же говорит в «Ригведе» и упоминание о «земляном доме» с «камнем-затычкой», запирающим вход, - а это типичная для катакомбных могил каменная пробка-забивка входного отверстия в катакомбу.
Сколько исследователей, столько и мнений. Мы, обыватели, как правило, принимаем ту теорию, которую приняла научная элита. В целом, изобилие артефактов вплетается в нынешние научные парадигмы. Но иногда, в свете услышанного и увиденного, в голову лезут разные вопросы. Например, как древние копатели могли воспарить над облаками и увидеть того самого огромного паука, которого им для какой-то надобности предстояло создать из курганов? Или как кусок твердого минерала превратили в идеальный шар, а внутри высверлили идеальное отверстие – и это во времена, отстоящие от обрабатывающих станков на пять тысяч лет? Кому есть, что сказать, подкидывайте идеи, пишите комментарии. А пока спойлер на посошок: именно такой артефакт был найден в х. Березовом...
До новых встреч! Подписывайтесь на наш канал. Заходите, пишите. Вместе интересней.