Кто сталкивался с криптопровайдерами VIPNet и КриптоПРО знает не понаслышке что данные программы могут вызвать проблемы с системой. Стоит ли говорить о том, что VIPNet CSP перед установкой рекомендует сделать точку восстановления системы. У нас был кейс: на сервер с Windows Server 2019 был по ошибке установлен второй криптопровайдер, рядом с VIPNet. КриптоПРО и VIPNet очень плохо совместимы между собой на одной машине и по этой причине их не рекомендуется устанавливать на один компьютер.
Как только КриптоПРО был обнаружен на сервере, он был сразу удален, но это не спасло ситуацию, после перезагрузки - система не смогла загрузиться. Было испробовано множество способов восстановления системы, но помог только один из них, о нем сейчас я расскажу поподробнее.
Как все мы знаем, переустановка Windows и восстановление из контрольной точки решает множество проблем, в этом случае данный способ также актуален, но для многих он может не подойти.
Если нет возможности восстановить или переустановить систему, необходимо:
- Зайти в безопасный режим (либо попробовать загрузиться с помощью опции Последняя удачная конфигурация)
- Полностью удалить с компьютера КриптоПРО и VIPNet. Для этого необходимо удалить обе программы через Программы и компоненты, после чего пройтись по реестру и удалить "хвосты", либо вручную, либо при помощи программы CCleaner. Затем скачать с официального сайта программу cspclean, запустить ее с правами администратора и дождаться окончания ее работы.
- Затем удалить последние установленные обновления, либо загуглить каждое установленное, на предмет совместимости с криптопровайдерами. Так совпало, что во время установки КриптоПРО компьютер в моем случае ожидал перезагрузки для установки обновлений Windows. В моем случае виновниками оказались:
- KB5012128
- KB5012675
- KB5011503
- KB5013941
Тут был рассмотрен конкретный кейс, но несмотря на это, чаще всего причиной невозможности загрузки ПК после установки VIPNet является установка обновлений, поэтому рекомендую при невозможности запуска ПК, в первую очередь смотреть в сторону обновлений Windows.
Надеюсь кому-то помог этот способ, поскольку я не смог в свое время найти решение данной проблемы и подбирал его путем проб и ошибок.