В Руском контексте есть топонимы с окончанием на “вай”, - “Северный Культовай”, “Пудвай”, “Карсовай”, “Сурдовай”, “Сюрсовай”. Что интересно, все они находятся в одном и том же месте, в смысле очень даже недалеко друг от друга, образуя на карте этого места своеобразную “кучку” из похожих названий. Есть на карте и другие “кучки” с похожими названиями, в смысле с “вай” на конце, - Нюровай деревня и Нюровай речка. А рядом с ней речка Узвайка, из названия которой следует, что место, по которому она течёт, называлось когда-то Узвай.
Или, село Сюрсовай, а рядом с ним речка Сюрсовайка, а недалеко есть ещё речка Турзовайка. Таких “кучек” на карте Удмуртии полно, но, похоже, что раньше их было ещё больше. Проблема в том, что многие названия с тех пор уже не существуют. А потому тот же Лековай с его названием мы находим уже в гордом одиночестве. В любом случае все эти названия образованы абсолютно по одной и той же схеме, - {”название места или реки” (соответствующая их принадлежность) “вай”}. Возникает вопрос, а чем же таким был этот самый “вай”, если он так обязательно упоминается во всех этих названиях? - давайте уже разбираться. И сделаем мы это на примере той самой “кучки” названий с “вай” на конце, с которых я и начал этот свой пост, - “Северный Культовай”, “Пудвай”, “Карсовай”, “Сурдовай”, “Сюрсовай”. И начнём мы с рассмотрения места, к которому они и относятся.
В этом месте находятся вместе истоки Камы и её притоков, и истоки притоков Чепцы, которая сама так является притоком Вятки. Проще говоря, это место сегодня является водоразделом двух речных систем, - Камы и Вятки, - со всеми из этого вытекающими следствиями. А с точки зрения рек, как дорог Древнего мира, это место являлось тогда перекрёстком большого количества дорог, которые все вместе охватывали огромную - более 500 000 кв. км. - территорию. Т.е. так это был важнейший “транспортный узел” древности. Потому и название “вай”, которое “читается” с Древнего языка как [край дорог (рек)] похоже соответствовало тогда некому озеру, из которого все эти реки тогда вытекали и тем местам, которые рядом с ним были. Таким образом значением слова “вай” Древнего языка было [озеро]. Причём не просто озеро, а именно то озеро, которое образовывалось на месте тающего ледника. И “вай” здесь было так обобщающим названием, в то время как в отдельных местах этот вай и его протоки могли иметь уже собственные названия.
Это озеро, - вай, - с многочисленными невысокими островами и заболоченными берегами получается возникло здесь двенадцать тысяч лет назад, когда отсюда начал уходить ледник. Все сегодняшние истоки тогда вовсе не били родниками из под земли, а реками вытекали из этого озера. Но главное было даже не это, а то, что тогда зимой по застывшей воде древние человеки могли запросто переходить по этому озеру из одного речного бассейна в другой. Именно тогда и появились все эти топонимы в сочетании с “вай”, которые придумали древние человеки, жившие на берегах этого озера.
За несколько сотен лет ледник ушёл отсюда уже окончательно, время большой воды так закончилось, озеро высохло, а на его месте возник непроходимый заболоченный лес. Но это лишь само озеро (вай) так не осталось, в то время как память о нём у человеков безусловно осталась уже навсегда. И осталась она именно в названиях тех мест и речушек, что были тогда у этого озера. Именно она и заставляла потом преодолевать древних человеков возникшие после иссушения озера небольшие (до нескольких сотен метров) сухопутные преграды на их пути, чтоб так уже попадать из Камы в Чепцу и обратно. А попадать им было надо для того, чтобы возить здесь с Урала на Чепцу и дальше в ту сторону соль.
Ещё раз, все эти топонимы образованы в Древнем языке по одной и той же схеме, - {”название места или реки” (соответствующая их принадлежность) “вай”}. Смотрите, - “Пудвай” - {”пуд” (-) “вай”}, “Культовай” - {”кул(ь)” (то) “вай”}, “Сурдовай” - {”сур” (до) “вай”}, “Карсовай” - {”кар” (со) “вай”}, “Сюрсовай” - {”с(ь)ур” (со) “вай”}. Или “Лековай” - {”л(ь)э” (ко) “вай”}. И здесь интересно, во всех из них используются сложные принадлежности (предлоги) “то”, “до”, “со” и “ко”, кроме “Пудвай”, в названии которого никакой такой принадлежности нет, - почему?
Похоже, что именно так - “Пудвай” - в этом месте тогда и называлось или само это озеро, или его протока, потому как это единственный здесь топоним, который образован без использования какой-либо из принадлежностей. Из чего следует, что этот “Пуд” здесь тем самым ваем (озером) и был. Другие такие озёра тоже, получается, имели собственные названия, вот только самих этих озёр уже десять тысяч лет как нет, потому и не осталось названий их самих. Если только осталось упоминание о них как слово “вай” в названиях рек и мест их окружавших.
Например, “Сурдовай” и “Сюрсовай” (”С(ь)урсовай”), - “сур” (”с(ь)ур”), так звали реки на Алтае. Из чего мы можем сделать вывод, что эти реки могли назвать только те человеки, что пришли сюда именно с Алтая. Сегодня эти топонимы соответствуют именно рекам, которые несколько отличаются их принадлежностями к “вай”. Так “Сурдовай” следует воспринимать как реку, которая была дорогой до вая. А “Сюрсовай” как реку, которая была (рядом) с ваем.
То же самое значит и “Культовай”, в нём используется похожая на “до” принадлежность (предлог) “то”, из неё тогда у будущих англичан формировалось значение частицы их языка “to”. Разница в том, что значением “кул(ь)” в Древнем языке было “речка, которая принадлежит собирателям (“ками”). Из их среды в своё время вышли будущие англичане, коми, русь, и многие другие народы.)
А вот кар, о котором говорится в топониме “Карсовай” речкой никогда не был, - значением слова “кар” в Древнем языке было [огороженные постройки (принадлежащие “ками”)]. Так называли селение из нескольких построек, которые для защиты, в первую очередь от диких зверей, древние собиратели (ками) огораживали частоколом. Понятно, что так - “кар” - реку назвать было тогда невозможно, - какая же из неё могла быть постройка? Это подтверждает и значение принадлежности “со”, которая в этом топониме “Карсовай” вместе с “кар” и используется. Таким образом значением самого топонима “Карсовай” является [кар возле вай].
В “Лековай” используется уже принадлежность “ко”. Как человеки русскоязычные вы значения всех этих принадлежностей “до”, “то”, “со” и “ко” безусловно себе представляете. А потому вы легко “прочитаете” и значение самого топонима “Лековай”, - [одна из множества рек, ко(торая) (принадлежит/ведёт) к вай]. Похоже, что это была одна из речек, которые впадали (вытекали?) тогда в этот вай. (Кстати, из вая, куда впадал Лековай, точно уже тогда вытекали истоки Вятки и некоторых притоков Чепцы.) Из её названия следует, что древние человеки не обязательно именно по ней тогда ходили в этот вай, для этого были там, получается, и другие реки.
Всё это я вам рассказал, чтобы вы знали, что когда-то на месте Руского контекста после ледника было озеро. Более того, сегодня мы даже можем сказать, как сами древние человеки это озеро в нём называли, - “Пудвай”. Это подтверждают и сохранившиеся до сих пор названия речек в этих местах, - “Пудем” и “Подэм”.
Вот уже десять тысяч лет, как этого озера Вай, здесь уже нет. Но память о нём осталась в названиях мест и рек. Так давайте уже знать сам Руский язык, чтоб не забыть, что сами эти названия значат.
Игорь Скругин,
при содействии Группы изучения Руского языка "ГИРЯ".
Объединение "ГИРЯ" - тяжеловес в мире Лингвистики
Наш девиз - "Пилите, Игорь, пилите!".