Сейчас едва ли не каждый, у кого появляется фотоаппарат, считает себя специалистом. Прежде дело обстояло по-другому. Техника не была такой доступной, обучающих курсов не проходило. Тогда науку эту постигали самостоятельно или у мастеров, которых было мало. Как и у кого учился Николай Бакаев, теперь трудно сказать. Но кое-кого его родственники все же знают.
Заболел фотографией на… войне
Когда орчанин Николай Бакаев вернулся домой с войны, он уже всерьез увлекался фотоискусством. Об этом рассказала его внучка Анна Андреева, тоже фотограф.
– Как у моего дедушки, ушедшего на фронт в семнадцать, оказался первый фотоаппарат, точно неизвестно. Он вернулся домой седым и мало говорил о пережитом, – говорит Анна. – Пытаясь избавиться от тяжелых воспоминаний, дед даже сжег весь свой военный архив, оставив только карточку, на которой изображены два его сослуживца.
После возвращения Николая в Орск его родители поняли, что сын буквально заболел фотографией и устроили его учеником к известному в городе мастеру Василию Балакиреву. В пятидесятых в местных салонах снимали при помощи камеры-обскуры. И это был весьма трудоемкий процесс.
– Обскура представляла собой темный ящик с отверстием в одной стенке и экраном на противоположной стороне. Чтобы сделать фото, нужно было воспользоваться специальной стеклянной пластиной, которая предварительно заливалась фотоэмульсией. Последнюю фотограф готовил сам на месте, а потом проводил еще ряд хитрых и сложных манипуляций, в результате чего получалось лишь одно изображение, – рассказывает наша собеседница. – Но я считаю, что именно те снимки были самыми, что называется, живыми. Из-за длинной выдержки фото выходило объемным, за счет чего удавалось полностью передать эмоциональное состояние человека и особую атмосферу.
Для орчан середины прошлого столетия поход в фотосалон был событием. Мужчины, к примеру, пользовались... одеколоном, таким образом создавая себе настроение. А женщины надевали на себя все самое дорогое, поэтому часто на старых снимках они запечатлены в богатых меховых шапках.
Стеклянный потолок и мастер за мольбертом
Наверное, мало кто задумывался о том, как тогда делали фотосъемку в помещении. Анна Андреева поделилась тем, что собой представлял салон ее деда Николая Яковлевича. Размещался он в одном из старогородских домов на улице Степана Разина.
– У здания имелась пристройка, потолок и стена которой были стеклянными из-за нехватки света, – говорит Анна. – Мастера могли подолгу снимать летом, поскольку день был длинным, а зимой работа шла всего несколько часов. В послевоенное время особой популярностью пользовались портреты на фотобумаге с ретушью. В этом деле мой дедушка стал настоящим профессионалом.
Стремясь сохранить память о своих родных, люди несли в цех ретуши маленькие фотокарточки с фронта. Мастер аккуратно контуровал (обводил) лицо белой гуашью, потом фотоаппаратом переснимал их на пленку и с помощью увеличителя переносил портрет на фотобумагу большого размера. Естественно, при увеличении размеров снимок терял в качестве, но тут на помощь приходила ретушь пастелью. Фотограф дорисовывал все, что потеряло изображение, а иногда и то, чего в действительности не было. Так, например, появлялся парадный китель вместо гимнастерки или красивое платье вместо военной формы. Сам Николай Яковлевич говорил, что именно эта работа научила его терпению, выдержке и умению «видеть человека».
Новые технологии от Бакаева
Постоянно стремясь к чему-то новому, Николай Бакаев отучился в Новосибирске, откуда привез в наш город технологию изготовления портретов на керамике. Причем идеальными они стали у него далеко не сразу. Потребовалось немало времени, терпения и сил, чтобы работа в итоге выглядела достойно.
– Дедушка приступал к изготовлению в четыре часа утра – именно в это время суток была влажность, которая необходима при работе с фотоэмульсией, – объясняет внучка мастера. – В лаборатории ему помогала моя бабушка Александра Дмитриевна. Она, медик, четко выполняла все манипуляции. А потом, к 9 часам, уходила на основную работу. Такой нелегкий труд и давал соответствующий результат. Технология создания портрета на керамике с тех пор практически не изменилась, только теперь исходная фотография обрабатывается на компьютере.
Полный текст: https://hron.ru/news/read/69998