Найти тему
Орская хроника

Остановись, мгновенье, ты прекрасно!

Оглавление
Николай Бакаев. Фото предоставлено Анной Андреевой
Николай Бакаев. Фото предоставлено Анной Андреевой

Сейчас едва ли не каждый, у кого появляется фотоаппарат, считает себя специалистом. Прежде дело обстояло по-другому. Техника не была такой доступной, обучающих курсов не проходило. Тогда науку эту постигали самостоятельно или у мастеров, которых было мало. Как и у кого учился Николай Бакаев, теперь трудно сказать. Но кое-кого его родственники все же знают.

Заболел фотографией на… войне

Когда орчанин Николай Бакаев вернулся домой с войны, он уже всерьез увлекался фотоискусством. Об этом рассказала его внучка Анна Андреева, тоже фотограф.

– Как у моего дедушки, ушедшего на фронт в семнадцать, оказался первый фотоаппарат, точно неизвестно. Он вернулся домой седым и мало говорил о пережитом, – говорит Анна. – Пытаясь избавиться от тяжелых воспоминаний, дед даже сжег весь свой военный архив, оставив только карточку, на которой изображены два его сослуживца.

После возвращения Николая в Орск его родители поняли, что сын буквально заболел фотографией и устроили его учеником к известному в городе мастеру Василию Балакиреву. В пятидесятых в местных салонах снимали при помощи камеры-обскуры. И это был весьма трудоемкий процесс.

– Обскура представляла собой темный ящик с отверстием в одной стенке и экраном на противоположной стороне. Чтобы сделать фото, нужно было воспользоваться специальной стеклянной пластиной, которая предварительно заливалась фотоэмульсией. Последнюю фотограф готовил сам на месте, а потом проводил еще ряд хитрых и сложных манипуляций, в результате чего получалось лишь одно изображение, – рассказывает наша собеседница. – Но я считаю, что именно те снимки были самыми, что называется, живыми. Из-за длинной выдержки фото выходило объемным, за счет чего удавалось полностью передать эмоциональное состояние человека и особую атмосферу.

Наводнение 1957 года (Николай Бакаев запечатлел на фото своего отца). Фото предоставлено Анной Андреевой
Наводнение 1957 года (Николай Бакаев запечатлел на фото своего отца). Фото предоставлено Анной Андреевой

Для орчан середины прошлого столетия поход в фотосалон был событием. Мужчины, к примеру, пользовались... одеколоном, таким образом создавая себе настроение. А женщины надевали на себя все самое дорогое, поэтому часто на старых снимках они запечатлены в богатых меховых шапках.

Стеклянный потолок и мастер за мольбертом

Наверное, мало кто задумывался о том, как тогда делали фотосъемку в помещении. Анна Андреева поделилась тем, что собой представлял салон ее деда Николая Яковлевича. Размещался он в одном из старогородских домов на улице Степана Разина.

– У здания имелась пристройка, потолок и стена которой были стеклянными из-за нехватки света, – говорит Анна. – Мастера могли подолгу снимать летом, поскольку день был длинным, а зимой работа шла всего несколько часов. В послевоенное время особой популярностью пользовались портреты на фотобумаге с ретушью. В этом деле мой дедушка стал настоящим профессионалом.

Стремясь сохранить память о своих родных, люди несли в цех ретуши маленькие фотокарточки с фронта. Мастер аккуратно контуровал (обводил) лицо белой гуашью, потом фотоаппаратом переснимал их на пленку и с помощью увеличителя переносил портрет на фотобумагу большого размера. Естественно, при увеличении размеров снимок терял в качестве, но тут на помощь приходила ретушь пастелью. Фотограф дорисовывал все, что потеряло изображение, а иногда и то, чего в действительности не было. Так, например, появлялся парадный китель вместо гимнастерки или красивое платье вместо военной формы. Сам Николай Яковлевич говорил, что именно эта работа научила его терпению, выдержке и умению «видеть человека».

Новые технологии от Бакаева

Постоянно стремясь к чему-то новому, Николай Бакаев отучился в Новосибирске, откуда привез в наш город технологию изготовления портретов на керамике. Причем идеальными они стали у него далеко не сразу. Потребовалось немало времени, терпения и сил, чтобы работа в итоге выглядела достойно.

– Дедушка приступал к изготовлению в четыре часа утра – именно в это время суток была влажность, которая необходима при работе с фотоэмульсией, – объясняет внучка мастера. – В лаборатории ему помогала моя бабушка Александра Дмитриевна. Она, медик, четко выполняла все манипуляции. А потом, к 9 часам, уходила на основную работу. Такой нелегкий труд и давал соответствующий результат. Технология создания портрета на керамике с тех пор практически не изменилась, только теперь исходная фотография обрабатывается на компьютере.

Полный текст: https://hron.ru/news/read/69998