Знаете, почему трудно бывает отказаться (внутренне) от внутренней же собственной тюрьмы?
Потому что тюрьма играет роль сдерживающего фактора. И защищающего тоже.
Про защищающую сторону данной медали как-нибудь в другой раз напишу, а вот про сдерживающую роль хочу развернуть подробнее.
Комплексы, зажимы, сомнения, неуверенность - это ведь обратная сторона совести, не так ли?
И что будет, если я все вот эти вот грузы, тормоза, болячки от себя отрину? Стану лёгким и бессовестным?
Когда я только начал в храм ходить на службы, я был убеждён, что надо соответствовать облику "грешного и смиренного". Что надо прямо вот голову держать опущенной, говорить тихо, зажиматься и скрючиваться, как эмбрион - ну, как же, я же "недостойный"...
Потом уже я увидел, что более совестливым меня это не делало. Что если ты сжимаешься внутри - тебя будут сжимать снаружи. Подсознательно люди будут делать то, к чему их приглашают другие. Будут хамить, толкать, наступать на ноги, задвигать как предмет мебели.
Даже в церкви.
Не сжимайтесь сами и не давайте другим вас сжимать!
И не думайте, что если среда добродетельная (как в церкви или в благотворительном проекте), то там не может быть токсичных отношений, травли, интриг, сплетен и т.п. Что там, не люди, что ли?
Про творческую среду я творчески промолчу.
Отождествлять совесть, порядочность, неравнодушие с зажатостью, дёрганностью, пришибленностью - ну, можно, но ведь это самые начальные классы жизненной школы. И сидеть там десятки лет - надо ли?
Зажатость - это значит ничего не отдавать. Ни жизни, ни людям.
Вот именно поэтому я и хочу, и стараюсь, и желаю себе и тем, кто как я - освобождаться. Обретать волю. Вольный отдаст больше.
Если, конечно, ставит перед собой задачу отдачи...