Напомним, что ребенок в компьютере ≠ ребенок, обладающий цифровой грамотностью!
Согласно результатам исследования, проведенного ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, лишь у 12% жителей России цифровые навыки развиты выше базового уровня.
«И мы тоже в последнее время замечаем, что на курсы компьютерной грамотности родители отправляют подростков 12–14 лет. Хотя в этом возрасте дети уже должны иметь все базовые цифровые навыки. На мой взгляд, это связано с тем, что 10–15 лет назад, когда смартфоны стали частью жизни наших детей, у многих родителей сложилось ложное впечатление о том, что большое количество времени, проведенного за компьютером, автоматически равняется цифровой грамотности. Это не так», — уверена Марина Липатникова.
Цифровым навыкам (информационным, коммуникационным, навыкам решения проблем и навыкам работы с ПО) нужно обучать — как искать и анализировать информацию, как передавать информацию между компьютерами и отправлять по электронной почте, оформлять тексты/презентации/видео, изменять настройки ПО и т. д.
К тому же технологии развиваются каждый день — достаточно хоть немного отстать, и ты уже в догоняющих.
С чего начать развивать цифровую грамотность?
В развитии цифровой грамотности все очень индивидуально. Разумеется, не стоит игнорировать рекомендации врачей и психологов — и давать смартфон детям в раннем возрасте или не ограничивать время у экрана. Как мы говорили раньше: если ребенок сидит за компьютером часами, это совершенно не значит, что он развивает цифровые навыки.
«Мотивируйте ребенка не временем, которое он сможет провести в гаджете, а задачами, которые он с помощью этих гаджетов может решить».
Смартфон не может быть поощрением. Постарайтесь забыть фразу: «Ты сегодня получил пятерку (убрал квартиру, пришел вовремя) — вот тебе телефон на два часа». Это не работает!
Для начала нужно понять, что ребенку интересно, и придумать задания (найти цифровые инструменты), которые помогут ему достигнуть цели и одновременно с этим освоить новый цифровой ресурс.
Например, предложите ребенку установить одну из программ для эффективного планирования времени. По статистике проекта #вцифру, половина детей начинают учиться лучше, если пользуются подобными приложениями. Или вы можете показать своему школьнику программы-конструкторы и мобильные приложения для создания презентаций. С их помощью можно не только сделать интересный доклад для урока, но и создавать красивые посты для соцсетей, фотоальбомы и даже собственные сайты.
Отмечается на практике, что цифровым ресурсам современных детей учить не надо. Если подросток видит, зачем ему нужен цифровой инструмент и какую задачу он может с его помощью решить, — научится быстрее вас. А детей младшего возраста можно заинтересовать игрой.
Постарайтесь подойти к изучению цифровых технологий с прикладной точки зрения: как это может пригодиться ребенку прямо сейчас и повлиять на его будущую профессию.
На Летних Интенсивах в Алгоритмике дети 7-13 лет пробуют себя сразу в нескольких digital-профессиях, параллельно развивая компьютерную грамотность.