Найти тему
Время Романовых

Царь-танк. Самый большой и бесполезный танк в мире.

Царь-пушка? Знакомо. Царь-колокол? Тоже слышали. А царь-танк что за зверь такой? Если уж совсем вдаваться в технические детали, то танком эту машину назвать явно сложно, но именно под этим именем она и вошла в историю. Так и не сумевшая принести никакой практической пользы (если вообще то, для чего создаются танки, можно отнести в разряд полезного), зато первая в своём роде и дающая знать о мощи производимых в России орудий - кажется, такое не в первый раз происходит в отечественной истории. Но об этом случае расскажу подробнее.

Инженером и конструктором этой махины является Николай Лебеденко. Его биография известна не очень хорошо. Что точно можно сказать - во время Первой Мировой войны он имел приватную лабораторию в Москве, где занимался разработкой проектов для военного ведомства. Царь-танк - это полностью инициатива Лебеденко, никакого заказа на создание этой махины он не получал. Вдохновился, по его же собственным словам, повозками-арбами, способными на своих огромных колёсах преодолевать почти любые препятствия. Своей идеей он «заразил» профессора Жуковского, который предоставил тому в помощники своих племянников (будущих советских конструкторов Стечкина и Микулина).

Совместно они создали проект, который был представлен главе Союза земств и городов князю Львову. Сам император Николай II после личной аудиенции выделил на постройку первого опытного образца 210 тысяч рублей из личных средств. По воспоминаниям придворных, император и инженер играли с деревянной моделью этой машины, которая резво бегала по ковру, легко преодолевая стопки из двух-трёх томов «Свода законов Российской империи».

Готов полномасштабный образец был к 1915 году. Применение больших колёс предполагало повышенную проходимость всего устройства, что подтвердилось на испытаниях — машина ломала березы, как спички. Примерно тогда она получила своё второе прозвище «Нетопырь».

-2

Диаметр колёс - 9 метров. Вес - 45 тонн. Длина корпуса - почти 18 метров. Развивал скорость «танк» до 17 километров в час. Звучит уже угрожающе. Однако при испытаниях выявились неверные расчеты, что привело к неправильному распределению веса и недостаточной мощности двигателя. Неизвестно, кто точно совершил такую оплошность, но в результате огромный железный зверь, который должен был внушать страх всем и всякому, задними колёсами увязал даже в песчаном грунте. Водитель давил на газ, но все было напрасно. Танк застрял. Да и для артиллерии он был слишком простой мишенью. По результатам этих испытаний был сделан вывод об общей непригодности объекта к использованию в условиях боя, что привело к закрытию проекта.

Построенный опытный экземпляр на долгие годы ещё остался ржаветь в лесах Московской области. Его банально не знали, как сдвинуть с места. А потом про него и вовсе забыли. В 1923 году «царь-танк» разобрали на металлолом.

В 1917 году Лебеденко покинул начавшую расшатываться Российскую империю и отправился в Америку. Дальнейшая его судьба неизвестна.

-3

Проектирование и постройка Царь-танка не оказали сколько-нибудь существенного влияния на отечественное (а тем более мировое) танкостроение. Боевая машина Лебеденко так и осталась ещё одним тупиковым проектом в развитии мирового танкостроения, которое в 1910-х шло практически исключительно методом проб и ошибок.

Из этой истории, как водится, выросла настоящая легенда. Якобы весь этот проект был заведомо провальным и лоббировался должностными лицами в интересах Великобритании. Чертежи же этого и ряда других проектов затем были отправлены за границу, а на их основе были созданы первые английские танки.

В 2018 году в музее танка Т-34 установили макет Царь-танка в масштабе 1:1, но он сразу же подвергся критике за свои несоответствия оригиналу. Хотя если вам хочется иметь примерное представление, как выглядел этот аппарат, думаю, имеет место посетить данное место.