У нас в Пскове всё своё собственное, на особинку: архитектура, иконопись, ересь и керамика, которая особенно ценилась в средневековье. И сегодня давайте поговорим чуть-чуть о Псковских керамических изделиях.
Сначала отмечу, что и в наше время можно найти великолепные образцы гончарного искусства – и утилитарные, и декоративные. Среди находок Псковских археологов керамические изделия встречаются часто. Из глины строили, ели и пили, производили простейшие механизмы и украшали жилища.
О декоративных украшениях, то бишь изразцах, и поговорим.
С древности до XVI века часто встречается однотонная зеленая (муравленая) плитка, зато с богатым сюжетным орнаментом. На ней поселились мифологические сюжеты и диковинные звери и птицы: сирены, барсы, кентавры, неземные люди и сказочные сады. Ни в какой другой земле такого не встретишь!
Изразцы украшали псковские церкви и вокруг барабана под главой и в интерьере.
С XVII века их стали использовать жилых помещениях для облицовки печей. Печь – важная часть интерьера и хозяин хотел видеть ее яркой, нарядной.
Нельзя не упомянуть Юрия Павловича Спегальского, который пытался воссоздать облик старинного жилища, делал прорисовки керамид, эскизы орнаментов печной плитки.
В княжеских ли палатах, купеческих или любых других, в помещениях любого назначения если достаток позволял, - облицовка печи играла важную роль. Появились и цвета. Кроме зеленых оттенков добавились (тоже совершенно в псковском стиле) белый, коричневый, желтый, иногда красный и синий.
Сюжеты тоже переменились. На плитке стали появляться реальные строения, люди и животные: корабли и мельницы, моряки и молочницы, коты и рыбы.
Все эти сюжеты сохранились и нашли продолжении в творчестве современных мастеров. Например, нашего Псковского гончара Юрия Пересады. Он создаёт удивительную керамику, опираясь на опыт мастеров прошлого. Только посмотрите, какие чудесные изразцы его работы можно приобрести в сувенирном магазине Avec Plaisir.
Или вот какие замечательные кружки с орнаментом Псковского печного изразца реконструкции Юрия Павловича Спегальского! Я сам на работе из такой кофе пью.
Но возвращаясь к старинным мастерам по керамике, стоит отметить художественные задумки выразившиеся в поучительных и шутливых подписях. Как на этой плитке, где забавный персонаж иностранного вида, крадется на цыпочках над комментарием «Иди, куды надобно». А может он нас отсылает в Псков, за керамикой в магазин Avec Plaisir?