Найти тему
ТРИКСТЕР | Научно о религии

Как Жанна д'Арк повлияла на феминизм

В июне 1913 года британская суфражистка Эмили Дэвисон положила венок к подножию статуи Жанны д'Арк. Облаченная в доспехи и с поднятым мечом святая, выполненная из белого гипса, председательствовала на ярмарке суфражисток в богатом лондонском районе Кенсингтон. Ярмарка собрала сторонников Женского социально-политического союза (WSPU), одной из ведущих организаций по защите избирательных прав в Соединенном Королевстве в начале 20 века.

Эмили Дэвисон и статуя Жанны д'Арк с венком от суфражистки.
Эмили Дэвисон и статуя Жанны д'Арк с венком от суфражистки.

На следующий день Дэвисон погибла. Довольно нелепая смерть. Она выбежала на ипподром и пыталась прикрепить флаг суфражисток к лошади короля Георга V, но получила мощный удар, из-за которого скончалась в больнице. Есть видеозапись произошедшего (1913 год).

Фотография столкновения Эмили Дэвисон и лошади. Жокей лежит на земле.
Фотография столкновения Эмили Дэвисон и лошади. Жокей лежит на земле.

Гибель Эмили суфражистки восприняли как жертву за идею. Ее смерть привлекла огромное внимание прессы и общественности. Дэвисон стала мученицей.

Феминистки первой волны организовали масштабные и пестрые похороны лидера. Суфражистка Элси Хоуи нарядилась в костюм Жанны д'Арк, дабы почтить мученицу. Женщины несли знамена со словами, приписываемые святой:

Сражайтесь, и Бог даст победу.
Элси Хоуи на коне в образе Жанны д'Арк, 1909 год. Этот костюм она наденет снова на похоронах Эмили Дэвисон.
Элси Хоуи на коне в образе Жанны д'Арк, 1909 год. Этот костюм она наденет снова на похоронах Эмили Дэвисон.

Весьма сомнительно, что католическая святая первой половины 15 века могла бы выступать за права женщин. Жанна, если верить источникам, была сторонницей главенства церкви в ее яркой патриархальной форме вкупе с французской монархией. Однако феминисткам были важны не ее взгляды, но образ - воинственная женщина, меняющая историю своей страны.

Кем она была? Молодая женщина из крестьянской семьи, не имевшая военной подготовки и каких-либо связей, возглавила отряд, снявший осаду Орлеана в 1429 году, и помогла обеспечить коронацию Карла VII в Реймсе несколько месяцев спустя. Ее схватили англичане и подвергли политически мотивированному судебному разбирательству проанглийским церковным судом. Ее обвинили в ереси и сожгли на костре в 1431 году. Через 25 лет инквизиционный суд пересмотрит ее дело и отменит приговор. В 1909 году Римско-католическая церковь объявит Жанну блаженной, в 1920 году причислит к лику святых.

Жанна д'Арк.
Жанна д'Арк.

Образ Жанны переосмысливался в течение веков. Ее представляли целомудренной, добродетельной патриоткой, мученицей за свои убеждения, бескорыстным символом национального единства и преданности долгу. Насколько эта легенда имеет какое-либо сходство с исторической Жанной - спорный вопрос. Но в 19 веке это уже было не так важно. У феминисток появился удобный и рабочий пример того, как нужно бороться за свои права - воинственно и с верой в сердце.

В 1867 году американская суфражистка Сара Мур Гримке перевела с французского биографию Жанны д'Арк, дополнительно описав святую хвалебными строками. Она называет ее сверхчеловеком и женщиной свыше.

Сара Мур Гримке.
Сара Мур Гримке.

С конца 19 века Жанна становится культовой фигурой среди британских суфражисток, что странно, ведь она боролась на стороне французской короны против англичан. К тому же Жанна была католичкой, а не англиканской протестанткой. Но феминисткам были важны смыслы, а не стороны.

Имя Жанны украшало британские плакаты суфражисток. В 1911 году появилась католическая феминистическая организация, названная в честь святой - Международный альянс святой Жанны.

Феминистки с плакатами с именем Жанны д'Арк, 1907-1922 гг.
Феминистки с плакатами с именем Жанны д'Арк, 1907-1922 гг.

Суфражистки во время забастовок и протестов использовали имя Жанны для защиты избирательных прав женщин. Они утверждали, что их, как и Жанну 5 веков назад, пытают и казнят во имя короля и церкви при полном покровительстве британских властей.

Суфражистка Мэри Ричардсон писала, что она думает о Жанне как о герое, которая в одиночестве претерпевала мучения со стороны мужчин. В 1918 году суфражистки отчасти добились своего - власти приняли закон о предоставлении избирательных прав женщинам старше 30 лет. Высмеивавший феминисток журнал "Панч" опубликовал тогда карикатуру на них с изображением Жанны д'Арк и надписью "Наконец-то!".

Карикатуры из журнала "Панч".
Карикатуры из журнала "Панч".

Ирландские феминистки, в отличие от британских, связывали Жанну с идеями национальной свободы от британского влияния. Феминистка-националистка Мод Гонн (организация "Дочери Ирландии") называла себя "ирландской Жанной д'Арк". Другая ирландская феминистка, Констанс Маркевич, подобно Элси Хоуи наряжалась в костюм Жанны д'Арк.

Констанс Маркевич, 1914 год.
Констанс Маркевич, 1914 год.

Похожая ситуация происходила в штатах, где местные феминистки также приписывали к своим псевдонимам имя Жанны и боролись за женские права.

В течение 20 века западные феминистки добились всеобщих избирательных прав с именем Жанны на устах. Ее образ вдохновил многих женщин пожертвовать своим положением, временем и в некоторых случаях карьерой ради улучшения социально-политического положения женщин.

Источник: Yvonne Seale. How Joan of Arc Inspired Women’s Suffragists.