В июне 1913 года британская суфражистка Эмили Дэвисон положила венок к подножию статуи Жанны д'Арк. Облаченная в доспехи и с поднятым мечом святая, выполненная из белого гипса, председательствовала на ярмарке суфражисток в богатом лондонском районе Кенсингтон. Ярмарка собрала сторонников Женского социально-политического союза (WSPU), одной из ведущих организаций по защите избирательных прав в Соединенном Королевстве в начале 20 века.
На следующий день Дэвисон погибла. Довольно нелепая смерть. Она выбежала на ипподром и пыталась прикрепить флаг суфражисток к лошади короля Георга V, но получила мощный удар, из-за которого скончалась в больнице. Есть видеозапись произошедшего (1913 год).
Гибель Эмили суфражистки восприняли как жертву за идею. Ее смерть привлекла огромное внимание прессы и общественности. Дэвисон стала мученицей.
Феминистки первой волны организовали масштабные и пестрые похороны лидера. Суфражистка Элси Хоуи нарядилась в костюм Жанны д'Арк, дабы почтить мученицу. Женщины несли знамена со словами, приписываемые святой:
Сражайтесь, и Бог даст победу.
Весьма сомнительно, что католическая святая первой половины 15 века могла бы выступать за права женщин. Жанна, если верить источникам, была сторонницей главенства церкви в ее яркой патриархальной форме вкупе с французской монархией. Однако феминисткам были важны не ее взгляды, но образ - воинственная женщина, меняющая историю своей страны.
Кем она была? Молодая женщина из крестьянской семьи, не имевшая военной подготовки и каких-либо связей, возглавила отряд, снявший осаду Орлеана в 1429 году, и помогла обеспечить коронацию Карла VII в Реймсе несколько месяцев спустя. Ее схватили англичане и подвергли политически мотивированному судебному разбирательству проанглийским церковным судом. Ее обвинили в ереси и сожгли на костре в 1431 году. Через 25 лет инквизиционный суд пересмотрит ее дело и отменит приговор. В 1909 году Римско-католическая церковь объявит Жанну блаженной, в 1920 году причислит к лику святых.
Образ Жанны переосмысливался в течение веков. Ее представляли целомудренной, добродетельной патриоткой, мученицей за свои убеждения, бескорыстным символом национального единства и преданности долгу. Насколько эта легенда имеет какое-либо сходство с исторической Жанной - спорный вопрос. Но в 19 веке это уже было не так важно. У феминисток появился удобный и рабочий пример того, как нужно бороться за свои права - воинственно и с верой в сердце.
В 1867 году американская суфражистка Сара Мур Гримке перевела с французского биографию Жанны д'Арк, дополнительно описав святую хвалебными строками. Она называет ее сверхчеловеком и женщиной свыше.
С конца 19 века Жанна становится культовой фигурой среди британских суфражисток, что странно, ведь она боролась на стороне французской короны против англичан. К тому же Жанна была католичкой, а не англиканской протестанткой. Но феминисткам были важны смыслы, а не стороны.
Имя Жанны украшало британские плакаты суфражисток. В 1911 году появилась католическая феминистическая организация, названная в честь святой - Международный альянс святой Жанны.
Суфражистки во время забастовок и протестов использовали имя Жанны для защиты избирательных прав женщин. Они утверждали, что их, как и Жанну 5 веков назад, пытают и казнят во имя короля и церкви при полном покровительстве британских властей.
Суфражистка Мэри Ричардсон писала, что она думает о Жанне как о герое, которая в одиночестве претерпевала мучения со стороны мужчин. В 1918 году суфражистки отчасти добились своего - власти приняли закон о предоставлении избирательных прав женщинам старше 30 лет. Высмеивавший феминисток журнал "Панч" опубликовал тогда карикатуру на них с изображением Жанны д'Арк и надписью "Наконец-то!".
Ирландские феминистки, в отличие от британских, связывали Жанну с идеями национальной свободы от британского влияния. Феминистка-националистка Мод Гонн (организация "Дочери Ирландии") называла себя "ирландской Жанной д'Арк". Другая ирландская феминистка, Констанс Маркевич, подобно Элси Хоуи наряжалась в костюм Жанны д'Арк.
Похожая ситуация происходила в штатах, где местные феминистки также приписывали к своим псевдонимам имя Жанны и боролись за женские права.
В течение 20 века западные феминистки добились всеобщих избирательных прав с именем Жанны на устах. Ее образ вдохновил многих женщин пожертвовать своим положением, временем и в некоторых случаях карьерой ради улучшения социально-политического положения женщин.
Источник: Yvonne Seale. How Joan of Arc Inspired Women’s Suffragists.