Найти тему

ЧУДО ЧАСОСЛОВА

Продолжаем знакомиться с различными форматами книг в зеркале живописи.

Часослов (англ. book of hours, фр. livre d'heures, итал. libro d'ore) –книга, содержащая тексты неизменяемых молитвословий суточного богослужебного круга. Старинные европейские часословы могли также включать извлечения из Евангелия, календари церковных праздников, астрономические сведения, медицинские советы.

Мастер запрестольного образа святого Варфоломея. Святой Колумб с часословом (деталь), ок. 1470
Мастер запрестольного образа святого Варфоломея. Святой Колумб с часословом (деталь), ок. 1470

Часословы в виде книг появились в Западной Европе в XIII веке, однако особенное распространение получили в XIV–XV веках, в связи с ростом грамотности. Их изготовляли в ремесленных мастерских всех стран Европы, наибольшую популярность обрели французские и фламандские.

Неизвестный художник Фламандской школы. Портрет дамы, возможно, Изабеллы Австрийской, королевы Дании, ок. 1520
Неизвестный художник Фламандской школы. Портрет дамы, возможно, Изабеллы Австрийской, королевы Дании, ок. 1520

Часословы были преимущественно небольшого размера и изготавливались исключительно из пергамена, поскольку предназначались для ежедневного использования. Часословы, побывавшие в паломничестве, помечали особами клеймами.

Амбросиус Бенсон. Молодая женщина, читающая часослов, 1532
Амбросиус Бенсон. Молодая женщина, читающая часослов, 1532

Часослов с золочеными обрезами и узорчатым обрамлением страниц виртуозно воспроизвел в красках Мастер Мансийской Магдалины, получивший прозвище по наиболее известной из его картин. Такой крупный натуралистический цветочный орнамент часто встречался в религиозных книгах, изготовлявшихся в бельгийских городах Брюгге и Генте конца XV – начала XVI вв.

Мастер Мансийской Магдалины. Магдалина с часословом в пейзаже, ок. 1510–1530
Мастер Мансийской Магдалины. Магдалина с часословом в пейзаже, ок. 1510–1530

Мадонна Рафаэля читает вместе с Младенцем часослов, который помимо прочего открывается во время молитвы Nones (лат. None – девятый) в девятый час – час Благовещения и час смерти Спасителя на Кресте. Младенец созерцает собственную жертву.

Рафаэль Санти. Мадонна с младенцем и книгой (Пасадинская мадонна), 1503
Рафаэль Санти. Мадонна с младенцем и книгой (Пасадинская мадонна), 1503

Нумерация страниц и оформление листов на полотне Боттичелли позволили специалистам предположить, что это также часослов. Обратите внимание: во многих религиозных сценах художники сознательно допускали анахронизм (нарушение хронологического правдоподобия) для придания изображению вневременного, универсального смысла.

Сандро Боттичелли. Мадонна с книгой (Мадонна дель либро), ок. 1480
Сандро Боттичелли. Мадонна с книгой (Мадонна дель либро), ок. 1480

К концу XIV столетия часословы стали так популярны, что монахи-писцы уже не справлялись с потоком заказов. Широкое распространение часословов ознаменовало также появление нового типа читателя: наряду со священнослужителями и дворянской знатью, часословы заказывались зажиточными бюргерами. Часослов также был традиционным свадебным подарком невесте.

Эдгар Максенс. Чтение часослова, кон. XIX в.
Эдгар Максенс. Чтение часослова, кон. XIX в.

Так часослов стал молитвенной книгой для обычных прихожан, желающих соблюдать последовательность богослужения, соответствующую монастырскому укладу. Теперь они могли напрямую общаться с Богом, без посредничества священников.

Вильям Адольф Бугро. Часослов, 1867
Вильям Адольф Бугро. Часослов, 1867

Великолепный портрет дочери знаменитого писателя Виктора Гюго наследует традициям позднесредневековых мастеров. Портрет был, скорее всего, заказан к 11-летию Леопольдины. В этом возрасте начинали изучать катехизис – основные положения христианского вероучения. Их и символизирует семейный часослов, раскрытый на миниатюре Успения Девы Марии.

Огюст де Шатийон. Леопольдина Гюго с часословом, ок. 1835
Огюст де Шатийон. Леопольдина Гюго с часословом, ок. 1835

Таким образом, часослов был престижнейшим атрибутом образованного мирянина, умеющего читать по-французски и знакомого с письменной латынью.

Геррит Виллем ван Блаадерен. Натюрморт с желтым кувшином, глиняной чашей и часословом, кон. XIX в.
Геррит Виллем ван Блаадерен. Натюрморт с желтым кувшином, глиняной чашей и часословом, кон. XIX в.