Продолжаем знакомиться с различными форматами книг в зеркале живописи.
Часослов (англ. book of hours, фр. livre d'heures, итал. libro d'ore) –книга, содержащая тексты неизменяемых молитвословий суточного богослужебного круга. Старинные европейские часословы могли также включать извлечения из Евангелия, календари церковных праздников, астрономические сведения, медицинские советы.
Часословы в виде книг появились в Западной Европе в XIII веке, однако особенное распространение получили в XIV–XV веках, в связи с ростом грамотности. Их изготовляли в ремесленных мастерских всех стран Европы, наибольшую популярность обрели французские и фламандские.
Часословы были преимущественно небольшого размера и изготавливались исключительно из пергамена, поскольку предназначались для ежедневного использования. Часословы, побывавшие в паломничестве, помечали особами клеймами.
Часослов с золочеными обрезами и узорчатым обрамлением страниц виртуозно воспроизвел в красках Мастер Мансийской Магдалины, получивший прозвище по наиболее известной из его картин. Такой крупный натуралистический цветочный орнамент часто встречался в религиозных книгах, изготовлявшихся в бельгийских городах Брюгге и Генте конца XV – начала XVI вв.
Мадонна Рафаэля читает вместе с Младенцем часослов, который помимо прочего открывается во время молитвы Nones (лат. None – девятый) в девятый час – час Благовещения и час смерти Спасителя на Кресте. Младенец созерцает собственную жертву.
Нумерация страниц и оформление листов на полотне Боттичелли позволили специалистам предположить, что это также часослов. Обратите внимание: во многих религиозных сценах художники сознательно допускали анахронизм (нарушение хронологического правдоподобия) для придания изображению вневременного, универсального смысла.
К концу XIV столетия часословы стали так популярны, что монахи-писцы уже не справлялись с потоком заказов. Широкое распространение часословов ознаменовало также появление нового типа читателя: наряду со священнослужителями и дворянской знатью, часословы заказывались зажиточными бюргерами. Часослов также был традиционным свадебным подарком невесте.
Так часослов стал молитвенной книгой для обычных прихожан, желающих соблюдать последовательность богослужения, соответствующую монастырскому укладу. Теперь они могли напрямую общаться с Богом, без посредничества священников.
Великолепный портрет дочери знаменитого писателя Виктора Гюго наследует традициям позднесредневековых мастеров. Портрет был, скорее всего, заказан к 11-летию Леопольдины. В этом возрасте начинали изучать катехизис – основные положения христианского вероучения. Их и символизирует семейный часослов, раскрытый на миниатюре Успения Девы Марии.
Таким образом, часослов был престижнейшим атрибутом образованного мирянина, умеющего читать по-французски и знакомого с письменной латынью.