На нефтяном саммите гендиректор «Татнефти» рассказал о смене тактики в сторону переработки, посетовал на высокую налоговую нагрузку и отметил, что все компании пойдут по пути биотехнологий, проложенному татарстанским нефтегигантом.
- Мы бедные. Вы видели? У нас самая большая налоговая нагрузка в стране, поэтому для того чтобы выживать в этих условиях, [нужно] конкурировать с теми компаниями, у которых гораздо меньше налоговая нагрузка, - отвечал накануне гендиректор «Татнефти» Наиль Маганов на вопрос, в чем залог успеха компании в создании нового, инновационного бизнеса. – У нас средний дебет три тонны – мы работаем на этих бедных месторождениях, мы работаем с высокой степенью обводненности под 90%, с тяжелой нефтью – жизнь заставляет.
Президент Татарстана Рустам Минниханов также напомнил и о сложностях на мировом энергетическом рынке. Он отметил, что позиция России нравится не всем – поэтому есть попытки закрыть ей выход на рынок и ограничить технологии.
Эти вызовы, а также поиск решений наиболее актуальных задач ТЭК, вопросы ESG-трансформации и новые технологии энергоресурсосбережения обсудили накануне в Альметьевске на нефтяном саммите.
«Мы живем все на одной планете»
Маганов отметил, что стратегия «Татнефти» не изменила вектор после февральских событий – долгосрочные цели компании не претерпели изменений, так как они отвечали на все вопросы устойчивого развития, запросы стейкхолдеров и государств, на которых работает нефтегигант.
- Естественно, мы продолжаем заниматься нашей повесткой по ESG – мы никуда от этого не делись, потому что понимаем, что несмотря на некоторые моменты, которые сейчас частные есть, на некоторые расхождения, мы живем все на одной планете, и все эти цели остаются интересными для всех, - рассказал гендиректор «Татнефти».
Тем не менее, в компании поменяли тактические действия. По словам Маганова, они переключились с вектора прироста нефтедобычи на углубление переработки.
- Хотя говорят: «Куда вам еще углубляться», но тем не менее находим, несмотря на то, что у нас самая совершенная переработка в России, точно на всем постсоветском пространстве, да и в Европе тоже, - добавил спикер.
Вторым вектором «Татнефти» стала нефтехимия. Маганов упомянул, что в мире есть мнение о вреде углеводородной экономики для экологии, однако, по его словам, в нефтехимии без углеводородного сырья никуда не деться.
- И одновременно мы развиваем биотехнологические истории. Развиваем их в направлении, когда биотехнологии могут [нести] активный синергетический эффект при взаимодействии с углеводородной экономикой, - заметил он.
Директор Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук Валерий Крюков, в свою очередь, сказал, что устойчивое развитие предполагает не только низкоуглеродную и альтернативную энергетику, а следование всем 17 целям.
- Из производства вытекают технологии, из технологии вытекает образование. Сейчас все больше становится очевидно, что без современных знаний и культурного, широко видящего, креативного человека ТЭК развиваться не может, - дополнил он.
Крюков, в частности, подчеркнул в нефтегазовом секторе нарастание роли локальных знаний. Он напомнил, что примерно 20 лет назад было известно лишь о двух видах нефти: высоковязкой и традиционной, а сейчас в любом справочнике счет идет уже на десятки.
- Это предполагает локальные знания и компетенции. Они связаны с умением применять общие подходы, умением адаптировать, быть эффективными в меняющихся условиях. Поэтому я бы сказал, [важно] понимание общих тенденций, закономерностей, но вместе с тем умение применить умение, быть эффективным в конкретном месте сейчас, - считает он.
«Не хотелось бы, чтобы все пошли за нами»
В рамках нефтяного саммита гендиректора «Татнефти» также попросили рассказать подробнее о биотехнологиях компании и спросили, пойдет ли вся нефтегазовая отрасль по пути биотехнологий. Маганов считает это неизбежным.
- Не хотелось бы, чтобы все пошли за нами, но, похоже, это будет неизбежно. И лучшее в этой истории – все-таки успеть пройти впереди, - сказал он.
По мнению Маганова, биотехнологии способствуют устойчивости компании и Юго-Востока Татарстана, так как благодаря им поддерживается сельское хозяйство, машиностроение, появляются новые знания и интересы в жизни людей.
- Есть школьные лаборатории, где школьники клонируют деревья, которые миллионами штук высаживаем ежегодно. Завтра, через 15 лет, эти деревья будут сырьём для нашей биоотрасли. Закрутился вот такой цикл, - привёл пример развития биотехнологий Маганов.
В кампусе АГНИ же 2/3 лабораторного корпуса передали биотехнологическим лабораториям. Маганов упомянул, что на прошлой неделе в Альметьевск на молодежный форум приезжали готовые специалисты-биотехнологи со своими проектами для работы над ними в стенах кампуса нефтяного института в будущем.
- Это уже наука, совершенно другой уровень культуры, высокая планка. И мы надеемся, что эта планка будет поддерживаться, - подытожил Маганов.
Отметим, что и нефтяной саммит прошел на одной площадке с Международным нефтегазовым молодежным форумом. В его рамках более 250 участников: молодых специалистов, преподавателей, аспирантов, студентов ведущих нефтегазовых вузов России и дружественных стран с 11 по 17 июля будут решать реальные бизнес-кейсы в формате хакатона. По итогам форума лучшие предложения и проектные идеи команд по решению бизнес-вызовов нефтегазовой отрасли получат финансовую и менторскую поддержку. Самые успешные и активные участники форума получат возможность прохождения практики и рекомендации по трудоустройству в ведущие нефтегазовые компании.