Отыскать источник сплетен порой легко, порою сложно, порою просто невозможно. Можно только теряться в догадках – откуда слух пошел? А ведь невзначай брошенная фраза может привести к мало предсказуемым последствиям. Вот скажем, классика русской сатирической комедии…
Да, да, правильно догадались, я имею в виду бессмертное творение А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Барышня Софья Фамусова всего лишь хочет подшутить над Чацким в отместку за то, что «…этот человек всегда/ Причиной мне ужасного расстройства!/Унизить рад, кольнуть; завистлив, горд и зол!» В сердцах она делится с подвернувшимся под руку господином N сомнениями по поводу умственного состояния Чацкого. Причем, вроде бы пытается смягчить свой первоначальный вердикт: «Он не в своем уме», добавляя: «Не то чтобы совсем», «Мне кажется», но затем добивает собеседника, который недоверчиво восклицает: «Как можно, в эти леты!», сокрушительной фразой «Как быть!». Всё, готово, сплетня пошла гулять по бальным залам.
Господин N поделился «новостью» с господином D, который как бы не поверил, но тут же сообщает Загорецкому, что Чацкий «С ума сошел!». Загорецкий же, как завзятый сплетник, которому якобы известно всё, заявляет, что уже об этом знает и даже добавляет, что Чацкого «Схватили, в желтый дом, и на цепь посадили». Его не смущает замечание собеседника о том, что Чацкий здесь, у Фамусова на приеме, а не в сумасшедшем доме. Он просто отвечает: «Так стало быть с цепи спустили», подтверждая тем самым, что Чацкий уже давно не в ладах с разумом. Сплетня набирает обороты, обрастает новыми подробностями.
И еще один непременный атрибут приватного распространения слухов – нарочитая секретность. « У всех повыспрошу; однако, чур! секрет», говорит господин D перед уходом, а Загорецкий остается в раздумье – кто же такой этот Чацкий, про которого он только что столько наговорил. Вот и еще одна примета передачи сплетен – люди часто не знают, о ком или о чем речь, но с радостью распространяют слухи, щедро приправляя непроверенные сведения отсебятиной.
Загорецкий в этом деле ас, он оделяет новостью графиню внучку, которая в свою очередь постаралась продемонстрировать свою необыкновенную прозорливость: «Представьте, я заметила сама;/И хоть пари держать, со мной в одно вы слово». Ей не терпится поделиться сенсацией с другими, а тут еще тугоухая бабушка не понимает в чем дело, внучка оставляет престарелую графиню с Загорецким, а сама уходит.
Пытаясь донести до глуховатой старушки новость о сумасшествии Чацкого, Загорецкий добавляет все новые «подробности»: « В горах изранен в лоб, сошел с ума от раны». Однако понимает, что «Ее не вразумишь» и оставляет бедняжку в недоумении и беспокойстве. Создается ситуация, когда «если не понял, так придумаю». Графиня бабушка пытается втолковать князю Тугоуховскому (говорящая фамилия!), что Чацкого схватили в тюрьму, а поскольку он «переменил закон», ему прямая дорога в солдаты. Легкомысленно пущенный Софьей шар слухов о сумасшествии Чацкого превращает Александра Андреевича в преступного бунтовщика.
Светские сплетники находят все новые причины безумия Чацкого. Так, властная старуха Хлёстова выдает свою версию: «… Чай, пил не по летам» (Понятно, что имеется в виду не чай), «Шампанское стаканами тянул». Эту идею поддерживают другие. И даже доходят до того, опять же в лице Загорецкого, который с жаром утверждает, что Чацкий потребляет «…бочками сороковыми». Правда, эта версия нашла отклик не у всех. Нашли другую причину - образование. В каждом обществе и времени свои обоснования. Но неизменным остается аргумент: «Ну, все, так верить поневоле…» И если даже сомнительно, то «нет дыма без огня».
В этом тоже особенность сплетен, поскольку это не простые фантазии, в основе есть какой-либо факт. Вот, Чацкий, говорит не о том и не так, как принято. Это факт. А выводы из этого уже сплетники сделают, додумают и придумают. Получится вполне правдоподобная сплетня. А если кто-то усомнится, то услышит что-то подобное: «Да как вы! Можно ль против всех!» Вот и получается: «Поверили глупцы, другим передают,/ Старухи вмиг тревогу бьют — И вот общественное мненье!»
И даже если вдруг отыщется источник сплетен, окажется, что все далеко не так, как представлялось, но «осадочек-то остался». Восстановить прежний статус кво очень сложно и практически невозможно. Отмывать репутацию можно всю жизнь и не преуспеть.
В то же время сплетник тоже рискует своим положением, доверие к нему как к правдивому источнику информации снижается в разы. Отсюда вывод: сплетни разрушительны и пользоваться этим обоюдоострым оружием нужно крайне осмотрительно, а лучше совсем исключить из своего арсенала общения.
А вы как думаете?
Согласны со мной?
Давайте обсудим!
Подписывайтесь на мой канал и не стесняйтесь высказать свое мнение.