Произведения дерзкого, наглого, но в то же время очень ранимого В. В. Маяковского по сути своей автобиографичны: поэт везде передает свои истинные чувства и всегда говорит о настоящих душевных волнениях. Предлагаю вам сегодня вспомнить поэму-тетраптих "Облако в штанах" и все же решить, насколько эти четыре протеста "Долой!" связаны с реальными произошедшими в его жизни событиями.
Первая часть посвящена, конечно же, любовным чувствам. Лирический герой со всеми своими пылкими эмоциями делится болью, болью от расставания с любимой. Он покинут ей, и хоть во всей этой привычной эпатажной манере поэт (подчеркиваю, что не лирический герой) пытается оставаться таким же непоколебимым, ему не под силу скрыть окончательно всю трагедию этой любовной истории. Маяковский, безусловно, славился особой харизмой, от которой было сложно устоять дамам. Думается мне, что женского внимания ему хватало, однако настоящей, традиционной семьи у него так и не было, хотя поэт этого очень хотел. Одной музы вдохновенья, Лилички, конечно же, было мало для полного счастья. Первую часть поэмы можно рассматривать не как обращение к конкретной даме (ту, которую Маяковский встретил во время своего турне в Одессе), а как скопление всех эмоций, вызванных от недопонимания его "громадной" души.
Описание всего происходящего просто фантастическое. Читатель переживает эти муки вместе с лирическим героем. Это делает поэму живой, искренней:
Allo!
Кто говорит?
Мама?
Мама!
Ваш сын прекрасно болен!
Мама!
У него пожар сердца.
Скажите сестрам, Люде и Оле, —
ему уже некуда деться.
Далее Маяковский кричит: "Долой искусство!". Но хочется подчеркнуть, что поэт встает не против литературы в целом (он то тоже в первую очередь деятель искусства), а ее традиционной "подачки". Все старое должно оставаться лишь в памяти; и мысль эта долго не покидала поэта:
Славьте меня!
Я великим не чета.
Я над всем, что сделано,
ставлю «nihil».
Никогда
ничего не хочу читать.
Книги?
Что книги!
Поэма написана в 1915 году, до революции остается два года, соответственно в душе настоящих модернистов еще сидит мечта об глобальных изменениях устоев. Они жаждят чего-то нового, а их публика ждет все того же старого. И Маяковский призывает поэтов перестать "просить подачки" и начать бороться за будущее. Тема поэта и поэзии для В. В. Маяковского всегда была волнующей. Достаточно вспомнить легендарное, как и все его творчество, стихотворение "Нате", которое стало неким "плевком" на все очередные ожидания неблагодарного зрителя:
А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется — и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я — бесценных слов транжир и мот.
Вернемся к третьей главе, освещенная тема в которой стала важной частью всего творчества великого футуриста.
Далее читатель наблюдает за проявлением юношеского максимализма 22-летнего Маяковского. Его волнует политический строй, и вообще все происходящее в обществе. К каждому знакомому у него получилось придраться. Им, безусловно, владели сильные эмоции при написании поэмы, но ведь подобные рассуждения прослеживаются и во всем его творчестве. Произведение оканчивается монологом, обращенным к святой Марие. Говорит он с ней наравне, но искренне и без пафоса. Он не скрывает от нее своих личных волнений и говорит:
Мария,
видишь —
я уже начал сутулиться. [...]
Мария!
Как в зажиревшее ухо втиснуть им тихое слово?
Птица
побирается песней,
поет,
голодна и звонка,
а я человек, Мария,
простой,
выхарканный чахоточной ночью в грязную руку Пресни.
Мы наблюдаем за внутренними противоречиями лирического героя: он признает в какой-то степени свою ничтожность. Но поэма заканчивается самым дерзким образом."Я думал — ты всесильный божище,/ а ты недоучка, крохотный божик." : говорит лирический герой Богу.
При анализе этого произведения все акцентируют внимание на том, что Маяковский "насмехается" над Создателем, он, как обычно, "плюет" абсолютно на все. Но почему никто не говорит о настроении этой поэмы? Разве вся грусть и жизненные разочарования, волнующие его сердце, не занимают центральное место в произведении? Маяковский в первую очередь не эпатажный футурист с диктаторскими наклонностями, а ранимая личность, которая пытается найти поддержку, но не находит ее. Даже в обращении к Марии он говорит:
Тело твое
я буду беречь и любить,
как солдат,
обрубленный войною,
ненужный,
ничей,
бережет свою единственную ногу.
Мария —
не хочешь?
Не хочешь!
Ха!
Опять он остается покинут. Покинут и обычными, и святыми людьми, и самим Богом. В начале статьи с помощью анализа я хотела обратить ваше внимание на саму биографию Маяковского. Великий поэт чувствовал одиночество, хотя хотел скрыть это за маской безразличия, и в молодости, и уже в зрелом возрасте. Я думаю, именно по этой причине он самостоятельно лишил себя жизни и в очередной раз сказал всем нам "Долой!"