Найти тему
クリース

Черти вон! Счастье в дом!

"Демон Сэцубун" - Кацусика Хокусай
"Демон Сэцубун" - Кацусика Хокусай

Во всех мировых культурах и мифологиях существуют поверья и обряды, которые защитят от злых сил и существ. В традициях запада, например, принято читать заклинания и заговоры или носить амулеты. Но в Японии, разумеется, изгонять демонов принято немного более необычным способом.

Ритуальное разбрасывание бобов – мамэмаки (или мамэмаке) – часть праздника Сэцубун.

Сначала, для введения, расскажу про сам Сэцубун. С японского языка слово “節分” ([setsubun]) дословно переводится как “разделение сезонов” и, соответственно, праздник посвящен переходу от зимы к весне. Традиционно он проводится 3 февраля и является частью весеннего фестиваля Хару мацури. Фактически, Сэцубун – это Новый год по лунному календарю. Этот праздник пришел в Страну восходящего солнца из Китая (как и многие другие культурные явления).

В Сэцубун проводится не один обряд, но самым интересным и необычным, как мне кажется, является мамэмаки. Суть этого ритуала в том, чтобы закидать демонов Они священными бобами. Фукумамэ – соевые “бобы счастья”, по мнению японцев, притягивающие удачу и помогающие избавиться от негативных сил. Традиционно используются именно соевые бобы, но в наше время может использоваться и арахис.

бобы и маски демона и гейши
бобы и маски демона и гейши

Ритуальное метание бобов проводится как в семейном кругу, так и в храмах и святилищах. Почти в каждом японском доме, или квартире, чьи жители являются последователями буддизма или синтоизма, есть небольшой алтарь – камидана. Жареные соевые бобы вокруг такого алтаря разбрасывает мужчина или женщина, родившиеся в год соответствующего животного по лунному календарю. Если таких нет, то обычно это делает глава семьи. Но некоторые приглашают для этого мероприятия борцов сумо или майко (учениц гейш). Это связано с тем, что и сумо, и искусство гейш японцами почитаются и считаются чуть ли не священными.

Ритуал мамэмаки в буддийских и синтоистских храмах проводится с широким размахом. Монахи и монахини одеваются в традиционные праздничные одежды, приглашаются все жители города. Нередко устраиваются целые представления для детей. Актеры перевоплощаются в демонов Они, бегают по территории храма или сцене и пугают детей, нападают на священнослужителей (конечно, не по-настоящему). Монахи же проводят мамэмаки, кидая в Они бобы и прогоняя их. Мешочки с бобами также вручаются и детям, чтобы они почувствовали свою причастность к творению добра. Считается, что изгнание Они поведет за собой и изгнание злых намерений.

Главные слова Сэцубуна: “Они ва сото! Фуку ва ути! — «鬼は外! 福は内!» (Черти вон! Счастье в дом!). Это своего рода заговор, усиливающий эффект мамэмаки и приносящий счастье.

Существует также традиция есть жареные бобы после обряда. Их нужно съесть в количестве, соответствующем возрасту плюс один. То есть, если вам 18, то нужно съесть 19 бобов, чтобы гарантировать себе счастливый следующий год.

Конечно, Сэцубун не обходится одним-двумя ритуалами. Считается, что в ночь после Сэцубуна можно загадать желание и оно обязано исполниться. Для этого нужно повернуться в сторону счастливого направления (каждый год выбирается новое), загадать желание и в полной тишине съесть специальный ролл эхомаки.

роллы эхомаки
роллы эхомаки

Японцы – необычный народ, и их традиции – это нечто непривычное для нашего европейского сознания. Сэцубун далеко не единственный пример того, насколько особенно отношение японцев к окружающему миру.