Мы часто слышим, что в России «душат» малый бизнес, а у представителей творческих профессий нет возможности зарабатывать, не уезжая в Москву. Альманах «Россия-2035. Креативные кластеры» покажет совершенно новый взгляд на этот вопрос.
История повествует о государственной программе по созданию креативных кластеров, реализованной совместно с Агентством стратегических инициатив (АСИ). Креативные пространства призваны решить проблему отсутствия равных возможностей для творческих людей в разных регионах страны. На примере Свердловской области авторы проекта расскажут о том, как именно в регионах создают творческую среду.
В фильме поставлена сверхзадача – пробудить у зрителя желание приносить пользу своей малой родине, тем самым поддерживая и развивая экономику страны в целом.
Альманах состоит из четырёх новелл, каждая из которых более подробно раскрывает тему креативных кластеров. Так, первый фильм расскажет о «Домне» в Екатеринбурге, второй – об «Арт-резиденции» в поселке Черноисточинск, третий – о «Самородке» в Нижнем Тагиле, а вот в четвёртом фильме создатели креативных кластеров откроют секрет, как из заброшенного завода сделать центр притяжения, приносящий прибыль как региону, так и местному творческому населению.
Альманах направлен на популяризацию и развитие креативных кластеров в регионах России. Зритель узнает, какие креативные пространства открыты сегодня и какие планируется запустить в будущем, какие есть перспективы для жителей регионов и малого бизнеса, а также увидит истории обычных людей и резидентов кластеров, которые нашли способ заниматься любимым делом на малой родине.
Для реализации проекта съемочная группа выбрала нестандартную подачу: подобрала интересных спикеров, необычные локации и вдохновляющие истории десятков резидентов и руководителей кластеров. Зритель узнает, с какими проблемами сталкивались резиденты кластера до появления творческого пространства и почему они чувствуют в себе силу создать достойную конкуренцию западным бизнесменам.
Посмотрев фильм, зритель узнает, где можно заниматься музыкой, искусством, психологией, дизайном, фотографией, мыловарением, гончарным делом в качестве клиента и предпринимателя.
«Для меня тема развития творчества в регионах России очень актуальна. Я сама родом из провинции и хорошо понимаю проблемы креативной молодёжи, живущей в глубинке. На съёмке я ставлю перед собой чёткую цель – на живых примерах отследить, как креативные кластеры могут помочь вырасти творцам – дизайнерам, музыкантам, артистам в родной для них среде, но в новом формате», – отметила режиссёр Дарья Артюшкова.
Очень символично, что съёмки проходят в Свердловской области, ведь именно здесь взошли рок-звёзды Урала, ставшие кумирами миллионов – «Чайф», «Наутилус Помпилиус», «Агата Кристи». Напомним, что один из проектов-победителей конкурса «Россия – взгляд в будущее» посвящен лидеру группы «Чайф» Владимиру Шахрину.
Другой рокер – экс-фронтмен группы «Агата Кристи» Вадим Самойлов –является и наставником, и продюсером для музыкантов «с улицы» и развивает целый образовательный проект для них.
Из огромного числа активной молодёжи авторы проекта выбрали самых интересных и неоднозначных героев. У каждого из них своя история, свои проблемы и трудности. Соответственно, по-разному складывается взаимодействие с кластером. Кто-то приживается в новом пространстве сразу, кто-то наоборот, находится в постоянном поиске себя и своего пути.
«Одновременно знакомя с кластером и реальных героев, и зрителей, мы, с одной стороны, популяризируем идею создания таких мест и интеграцию туда творцов, а с другой – в реальном времени помогаем людям найти возможность продвинуть свой бренд, наладить производство, открыться широкой публике. И именно это я считаю важным в документальном кино – привести героев к чему-то хорошему, но абсолютно новому, что откроет для них горизонты возможностей.
Отдельное спасибо за помощь в раскрытии столь широкого потенциала, который содержат в себе креативные кластеры, хочется сказать Фонду поддержки регионального кинематографа. Благодаря конкурсу “Россия – взгляд в будущее” об успешном опыте кластеров в Свердловской области смогут узнать люди из других уголков России, и, как итог, расширить сеть креативных пространств и их резидентов», – добавила режиссёр.
Креативный продюсер проекта Ирина Лапикова добавила, что взявшись за такую непростую тему, авторы проекта не ожидали, что в России есть так много интересных проектов в сфере креативных индустрий.
«Что такое креативные кластеры, знает на сегодняшний день узкий круг россиян, а зачем они нужны и как работают, понимают лишь единицы. Именно поэтому мы решили рассказать широкой аудитории, какие возможности открывают кластеры для жителей регионов по всей стране. При этом, когда мы начали готовиться к съемкам, мы сами не подозревали как высоко развита креативная индустрия за пределами мегаполисов. Оказалось, что, например, в посёлке Черноисточинск Вадим Самойлов вместе с владельцем кластера восстанавливает легендарные гитары “Урал”. В кластере “Самородок” в Нижнем Тагиле проводят масштабную образовательную программу для начинающих музыкантов и учат детей с восьми лет быть предпринимателями. В “Домне” Екатеринбурга открыта площадка для дизайнеров и фешн-коворкинг. Изначально мы скептически отнеслись ко многим направлениям и, если честно, в какой-то момент даже казалось, что информация с сайтов кластеров далека от действительности… Но, когда мы оказались на месте и своими глазами увидели, насколько люди горят своей работой, сколько сил и времени вкладывают в развитие кластеров и что каждое направление, которое есть, действительно работает, мы были в восторге! Находясь здесь, в креативных пространствах Свердловской области, каждый член съёмочной группы поверил, что дизайнерам, музыкантам, режиссёрам, операторам, художникам, актёрам-кукольникам, архитекторам и другим представителям творческих профессий не нужно уезжать из родных деревень и городов, потому что здесь действительно есть площадки и, главное, возможность для развития таланта и заработка на нем», – рассказала Лапикова.
Она выразила благодарность представителям АСИ, руководителям кластеров и Вадиму Самойлову, которые не только стали героями фильма, но и помогли разработать сценарий таким образом, чтобы максимально точно отразить деятельность креативных кластеров.
«Еще хочу сказать спасибо всей съёмочной группе за их профессионализм и стойкость – потому что снимать по двенадцать, а порой и пятнадцать часов в день, часто обедать ближе к ужину и вместо сна думать о драматургических поворотах и возможных кадрах, которые помогут зрителю понять и проникнуться идеей креативных кластеров – это маленький подвиг ради общего дела», – добавила Ирина Лапикова.
Конкурс документального кино «Россия – взгляд в будущее» был объявлен 10 марта 2022 года. Призовой фонд составил 150 миллионов рублей, 50% из которых направлено на поддержку киноальманахов хронометражем 75-90 минут, 50% — на создание отдельных короткометражных документальных фильмов продолжительностью 15-25 минут.