Найти тему
Нижний 800

Листаем фотоархивы. Как работали первые нижегородские фотографы

Оглавление

Толпа людей собирается у часовни Нижегородской ярмарки, император Николай II и его супруга смотрят на запуск воздушного шара на XVI Всероссийской выставке, Староярмарочный собор возвышается над затопленной в половодье улицей… — о том, какими были эти события, сегодня расскажут сохранившиеся фотографии. Фотоискусство было очень популярно в Нижнем Новгороде XIX века. А фотографы Андрей Карелин и его ученик Максим Дмитриев своими работами задали очень высокую планку.

В Международный день фотографа листаем старые снимки и вспоминаем, как работали мастера несколько веков назад.

Половодье. Спасский Староярмарочный собор. Фото: Максим Дмитриев
Половодье. Спасский Староярмарочный собор. Фото: Максим Дмитриев

Знаковые фигуры нижегородской фотографии

Андрей Карелин и Максим Дмитриев вложили новый смысл в искусство фотографии. Андрей Осипович считается основоположником жанра художественной фотографии, а его ученик Максим Петрович стал зачинателем публицистической фотожурналистики.

Андрей Карелин приезжает в Нижний из Тамбовской губернии и начинает работать в те времена, когда сама фотография только зарождалась. На Осыпной улице (ныне — улица Пискунова) он открывает фотоателье «Фотография и живопись» — первое, а поначалу и вовсе единственная, рисовальная школа. К 1866 году Карелин открывает Художественную общедоступную школу. За плечами самого Андрея Осиповича была Академия художеств, что отразится в его фотоработах. Он был мастером композиции, света и тени. Виды Нижнего Новгорода, портреты современников, атрибуты старины и национальной культуры он запечатлел очень выразительно, получив мировое признание.

Максим Дмитриев знакомится с Карелиным на Нижегородской ярмарке в 1870-х. 16-летний юноша к этому моменту уже успел поучиться у известного фотографа Михаила Настюкова. Мальчик легко овладевал ремеслом. Поначалу ученик пытается копировать карелинскую манеру, но вскоре находит свой путь. Основоположник фотожурналистики сохранил для нас много важных портретов: фотографировал рядовых крестьян и разнорабочих, визит Николая II на Всероссийскую промышленную и художественную выставку снимал тоже он. Особенно выделяется репортажный цикл «Неурожайный год в Нижегородской губернии 1891—1982 гг.» и фотоцикл о Волге и Поволжье.

Городские фотоателье

Экспозиция, посвящённая XVI Всероссийской промышленно-художественной выставке 1896 года. Русский музей фотографии в Нижнем Новгороде
Экспозиция, посвящённая XVI Всероссийской промышленно-художественной выставке 1896 года. Русский музей фотографии в Нижнем Новгороде

Первые фотографы появились на Нижегородской ярмарке в 1843 году. В летний сезон открывали свои «фотобалаганы» не только российские фотографы, но и зарубежные.

Тогда делали портреты посетителей необычным прибором — камерой-обскурой. До этого запечатлеть образ можно было, лишь наняв художника, что было дорого, к тому же позирование занимало много времени. Дагерротипия (фотографий на покрытой йодистым серебром металлической пластине) сделала фотоискусство более доступным. Съехавшиеся на ярмарку купцы и крестьяне с удовольствием фотографировались.

Рессорная тележка для камеры. Русский музей фотографии в Нижнем Новгороде
Рессорная тележка для камеры. Русский музей фотографии в Нижнем Новгороде

Сама по себе площадка представляла огромный интерес для фотосъёмки: разнообразие архитектуры и социальные контрасты были источником сюжетов. До мобильной фотографии было ещё очень далеко, так что сам процесс фотосъёмки был отдельным приключением. Фотоаппараты перевозили на тележке! К примеру, Максим Дмитриев уделял много времени съёмкам видов Нижнего Новгорода. Ему приходилось таскать многокилограмовую камеру и наборы больших стеклянных пластинок по узким лестницам в поисках хороших ракурсов:

«Бывало, облюбую где-нибудь интересное местечко, в верстах в пяти-семи от города, думаю, надо бы снять. Потом выбираю подходящую погоду, денёк с облачками, утречком или к вечеру. Погружаю на рессорную ручную тележку камеру, объектив, треногу, тройку двойных кассет с пластинками, брезент на случай дождя и… айда, впрягайся, Максим Петрович, езжай на съёмку».
(А. Силоамский, статья «Большой художник», журнал «Советское фото», № 11,1958 г.)

Музей фотографии

Посмотреть работы первых нижегородских фотографов и технику, на которую они снимали, сегодня можно в Русском музее фотографии, старейшем фотомузее страны. Место, где он расположен, неразрывно связано с фотоискусством. В этом особняке купчихи Пальцевой (улица Пискунова, 9а) когда-то и работали знаменитые нижегородские фотографы — Андрей Карелин и Максим Дмитриев.

Фотопластикон — устройство для одновременной демонстрации стереофотографий группе зрителей. Русский музей фотографии в Нижнем Новгороде
Фотопластикон — устройство для одновременной демонстрации стереофотографий группе зрителей. Русский музей фотографии в Нижнем Новгороде

После обновления музея там появилась камера-обскура и новый фотопластикон, который ранее располагался на Нижегородской ярмарке. В постоянной экспозиции можно увидеть уникальную фототехнику и фотографии XIX—XX веков. В преддверии 200-летия Ярмарки открыта выставка с коллекцией снимков этого символа Нижнего 1860-х — 1990-х годов.

Техника далеко шагнула вперёд, как в общем-то и сами снимки. Здорово, что «искусство застывшего мгновения» позволяет совершить своеобразное путешествие во времени.

💬 Оставляйте кадры с вашими любимыми видами Нижнего и делитесь в комментариях рекомендациями лучших локациях для фотосъёмки!

👍🏻 Поддержите статью, если было интересно, и не забудьте подписаться на наш Дзен-канал «Нижний 800».