22,7K подписчиков

Как Олег Анофриев спел за Львёнка, Черепаху и бурый лесовоз?

2,4K прочитали
Олег Андреевич Анофриев обладал уникальным талантом - гармонично совмещать две ипостаси - актёра и певца.

Олег Андреевич Анофриев обладал уникальным талантом - гармонично совмещать две ипостаси - актёра и певца. Он не просто хорошо пел, но и умел неузнаваемо менять голос и интонацию - в зависимости от того, кого он в тот момент изображал.
Помню своё детское удивление, когда я прочитал в титрах мультфильма "Бременские музыканты" (1969), что все его персонажи (кроме Принцессы и Короля) пели голосом Анофриева. Впрочем, история "Бременских музыкантов" заслуживает отдельной подробной статьи. А здесь я расскажу о двух других (не менее известных) советских мультфильмах, где звучал голос Олега Андреевича.

Олег Анофриев (20.07.1930 - 28.03.2018).
Олег Анофриев (20.07.1930 - 28.03.2018).

«Как Львёнок и Черепаха пели песню» (1974)

Знаменитую историю про то, как Львёнок разучивал с Черпепахой незатейливую «акынскую» песню — «Я на солнышке лежу… Кродил-дил-дил плывёт…» — изначально сочинил Сергей Козлов (он же сочинит и знаменитого «Ёжика в тумане»). После успеха мультфильма «Бременские музыканты» писатель обратился к его создателям — композитору Геннадию Гладкову, режиссёру Инессе Ковалевской и певцу «на все голоса» Олегу Анофриеву — с просьбой экранизировать его сказку.

Геннадий Гладков.
Геннадий Гладков.

По словам Гладкова, работа началась именно с написания саундтрека (что неудивительно, если учесть, что мультфильм строился, по сути, вокруг песни). Саундтрек записали и даже издали до выхода мультфильма на пластинке «Сказки об Африке». И лишь потом взялись за воплощение образов на экране.

Как и в первой серии «Бременских» за всех героев спел Анофриев, только закадровый голос рассказчика принадлежал Ростиславу Плятту.

Олег Анофриев:
«Львёнка я списал с самого себя в детстве — хулиганистого, интересующегося жизнью, а в образе Черепахи есть черты Фаины Раневской — моей любимой актрисы, с которой я служил в театре Моссовета».
Олег Андреевич Анофриев обладал уникальным талантом - гармонично совмещать две ипостаси - актёра и певца.-4

В 1960-80-е годы советская мультипликация переживала настоящий расцвет и имела популярность не только среди детей. Гладков вспоминал, что как-то ехал в поезде в очень шумной компании, что очень раздражало проводницу. Однако стоило ей узнать, что среди «шумяших» находится автор песни Львёнка и Черпахи, как она тут же сменила гнев на милость и даже угостила всех чаем. Сам Гладков всегда иронизировал по поводу такого успеха — мол, «напишешь что-нибудь приличное — никто не знает; напишешь «Я на солнышке лежу» — все знают».

Геннадий Гладков:
«Это ещё с Греции, два — Дионис и Аполлон. Дионис — это горячая лава, вдохновение — необузданное совершенно. А Аполлон всё это в форму превращает, придаёт этому элегантность, эстетизм и прочее. Но если ты только Аполлон — ты холоден и рассчётлив. Если ты только Дионис — значит, безумен — ну, как бывает у рокеров — шум, крик, из них идёт энергия, но она какя-то дикая, необузданная. Идеальное произведение — это сочетание двух — горячего с вот этим ограничением аполонновским, с рассчётом.
И вот я думаю — зачем я учился с 5 лет музыке? Чтобы написать «Я на солнышке лежу» — для этого надо было консерваторию кончать? Дома можно сочинить эту ерунду. Но это же потом надо обработать, как-то развить».

Забавно, что спустя время известный шутник Александр Пушной поглумится над этой песенкой, исполнив её в "металлической" обработке.

«В порту» (1975)

Марка Анатольевича Минкова знают, прежде всего, как композитора, написавшего главную тему сериала «Следствие ведут ЗнаТоКи» («Наша служба и опасна, и трудна…») и нетленный хит Аллы Пугачёвой «Не отрекаются любя». Однако в жанре детской песни Минков работал не менее успешно.

Алла Пугачёва и Марк Минков.
Алла Пугачёва и Марк Минков.

Первым опытом такой работы стала музыка к мультфильму «В порту», снятому той же Инессой Ковалевской по сценарию того же Сергея Козлова. Началось всё с того, что Козлов написал одноименное стихотворение, которое, собственно, и вдохновило Ковалевскую.

Олег Андреевич Анофриев обладал уникальным талантом - гармонично совмещать две ипостаси - актёра и певца.-6

Стихотворение можно было отнести к жанру познавательных. Оно было призвано в увлекательной и доступной форме познакомить детей с работой морского порта и разными типами, прибывающих в него, судов (танкер, сухогруз и т.п.).

…Та вода, что у причалов,
И которая вдали,
И в которую сначала
С моря входят корабли, —
Эта территория
Зовется акватория...
Олег Андреевич Анофриев обладал уникальным талантом - гармонично совмещать две ипостаси - актёра и певца.-7

Специально для мультфильма стихи были «нанизаны» на новую сюжетную линию. Героями стала интернациональная группа детей, которая прибывает в СССР, чтобы посетить пионерлагерь «Артек». Несколько гостей отстают от автобуса, знакомятся с местной девочкой и её братом, после чего вместе отправляются исследовать окрестности порта.

Никаких диалогов в мультфильме не было — он целиком состоял из песен. Поэтому сразу возникла проблема — одного оригинального стихотворения Козлова для этого явно было мало.

Сергей Козлов, из аннотации к пластинке «В порту»:
«Когда мы через несколько дней встретились, за окном падал снег, композитор играл, мы оба изо всех сил «пели» и скоро покраснели, как раки, — так было жарко в нашем порту.
— А кто будет петь? — спросил композитор. — Кто сможет записать это на пластинку? И потом — тут, и тут, и тут ты должен дописать стихи…
— Я ничего больше не знаю… — оправдывался я. — Все, что я знал и хотел сказать, я сказал в книжке…».

Обе проблемы решил Олег Анофриев. Именно он досочинил изрядное количество текста. Например, придумал для заглавной песни «Мы пришли сегодня в порт» второй и третий куплеты. А слова знаменитой песни «Дельфины» уже полностью написал сам.

Из интервью с Олегом Анофриевым:
«— В титрах мультфильма «В порту» вы значитесь соавтором с поэтом Сергеем Козловым…
— Это действительно так, как и то, что из 500 строк текста к песням этого мюзикла на его долю приходится всего 50. А все остальные мои.
— Козлов, наверное, возмущался?
— Нет, что вы, он просто денег не хотел платить из своих гонораров. Ведь больше половины было написано мною. А он и другие такие же авторы никак не хотели этого делать. И на этом вся наша дружба прекращалась».

Ну, и, разумеется, Анофриев исполнил все мужские партии в песнях (за женские отвечала Валентина Толкунова). Певец очередной раз продемонстрировал свой талант подбирать для каждого персонажа свой особенный голос и манеру.

Олег Анофриев:
«…я ненавижу слово «озвучивать». Я рождаю ха-рак-тер. Нефтеналивной танкер – это Том Джонс, а бурый лесовоз – Луи Армстронг».

Несмотря на то, что мультфильм был адресован, в первую очередь, детям, его песни запомнились и взрослым. Во многом потому, что были написаны и записаны в современной эстрадной аранжировке, характерной для советских ВИА (инструментальные фонограммы обеспечил ансамбль «Мелодия»).

***

Если вам понравилась эта статья, и вы не хотите пропустить новые, подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, делитесь своими впечатлениями...

И ЕЩЁ! Желающие поддержать мой канал (а в нынешнее время это немаловажно) могут сделать это ЗДЕСЬ.

Автор: Сергей Курий

См. также: