Всем привет! На связи Евгений Костин.
Жаркое лето в разгаре. Многие едут на каникулы и в отпуск в нашу замечательную северную столицу – славный город Санкт-Петербург, который остаётся живым свидетельством свершений, реформ и открытий незабвенного императора Петра I. А что вы знаете о музыке петровской эпохи? Ведь это тоже отдельная, значимая ступень в развитии отечественного искусства. Предлагаю поговорить о ней сегодня.
Многие критики отмечают, что музыкальным направлениями и жанрам времён Петра I до сих пор не уделяется столько внимания, сколько они того заслуживают. В то же время эта область музыки достаточно интересна и разнообразна.
По воспоминаниям современников, сам Пётр I (1672-1725 гг.) обладал хорошими вокальными данными и умел играть на волынке. Наибольшее развитие во времена его правления получила хоровая музыка.
В XVII– XVIII веках одним из самых популярных вокальных жанров были канты (с итальянского«canto» – пение, песнь). Канты исполнялись при дворе, а также в кругах духовенства и знати, учащихся высших школ и академий. Сюжеты музыкальных произведений заимствовались из духовной литературы, тексты переводили русские поэты.
Именно в эпоху Петра канты начали активно переходить из духовной области в светскую. Стали особенно востребованы так называемые панегирические, в частности виватные канты для царственных особ. В более «демократических» кругах со временем сформировались разновидности лирического, юмористического, сатирического и бытового характера.
При Петре I панегирические канты исполнялись при торжественных процессиях в честь побед русских войск. Поводами являлись взятие Азова, Шлиссельбурга, Нарвы и другие известные исторические события. Тексты и музыку для этих кантов писали специально придворные поэты и композиторы.
Одно из самых ярких празднований было посвящено победе в Полтавской битве. Торжественная процессия по этому случаю состоялась 21 декабря 1709 года. К праздничному шествию соорудили 7 триумфальных ворот, наверху которых располагались музыканты с инструментами и вокалисты. В сохранившейся рукописи XVIII века сказано, что «Стихи победительные во славу и честь Петру Алексеевичу» петы были в пришествие государево из-под Полтавы в Москву на триумфальных воротах певчими». Эти стихи представляют собой единую музыкальную композицию из 10 произведений для одной партии. В них излагаются реальные исторические события битвы в прямой последовательности.
Тексты написали учителя Славяно-греко-латинской Академии, музыку – профессиональные композиторы того времени. Заканчивалось исполнение победительных стихов молитвой «Многая лета».
Теперь о музыкальных инструментах. В конце XVII–начале XVIII вв. к голосу в славильных песнопениях стали добавлять музыкальное сопровождение: фанфары, литавры, гобои, а со временем и другие оркестровые инструменты. Вот что отмечает иностранный путешественник, побывавший на торжестве по случаю взятия Нотенбурга: «Наверху [триумфальных] ворот была устроена вислая площадка, на которой стояли, по два в ряд, восемь молодых юношей, великолепно разодетых, сливавших свое пение с музыкой».
- В конце XVII века Пётр I приказал создать в каждом полку военный оркестр по европейскому стандарту. Первое время в оркестрах участвовали нанятые иностранные музыканты и пленные. Со временем игре на гобоях, трубах и литаврах начали обучать и российских воинов, а также солдатских детей. Стали появляться отечественные кадры оркестровых музыкантов. Были у императора и императрицы и личные, «домашние» оркестры, которые исполняли их любимую музыку.
В эпоху правления Петра I особой популярностью пользовалась маршевая музыка. Большинство маршей того времени создавались по случаю военных побед и воспринимались как гимны этих событий. Также, наряду с кантами и маршами, исполнялся общеевропейский гимн «Тебе, Бога, хвалим». Его авторство приписывается епископу, проповеднику и поэту Амвросию Медиоламскому. Этот гимн исполняли на полях сражений в Северной войне и во время триумфальных празднеств в честь побед русского оружия. Сохранились даже воспоминания о том, что по случаю заключения Ништадтского мира со Швецией в 1721 г. царь Пётр I сам пел этот гимн, стоя на коленях, со слезами на глазах, вместе с певчими Троицкого собора.
Одним из главных музыкальных символов эпохи стал «Преображенский марш Петра Великого». Он был создан уже ближе к концу жизни императора, но звучал на всех торжественных празднованиях. У Преображенского марша-гимна сложилась своя многолетняя история, которая продолжалась и в последующие эпохи. За время его существования появилось много разных названий. В XIX в. он обычно издавался как «Марш лейб-гвардии Преображенского полка».
Интерес к европейским музыкальным жанрам уживался при дворе с любовью к народному искусству. Любили император и его приближённые звуки бандуры, волынки, гуслей.
В первой четверти XVIII века становятся востребованными лирические песни о любви, которые исполняли под гусли, бандуру или клавесин.
Характерным знаком эпохи являются так называемые «навигацкие» песни – о морских путешествиях. Ну и застольные жанры никто не отменял.
Значительное место музыка занимала и в театральных постановках петровского времени. В театре на Красной Площади (1702–1706 гг.) руководитель немецкой труппы Иоганн Кунст вводил в репертуар пьесы, очень близкие к опере барочного типа. Их называли «драматической пьесой с музыкой» или «драмой на музыке», и большое внимание в этих пьесах уделялось не только сюжету, но и чувствам, переживаниям героев.
И это далеко не всё, что можно рассказать о музыке времён Петра I. Если вы знаете об этой эпохе больше, смело делитесь в комментариях своими знаниями – мы все вам будем очень благодарны: и автор статьи, и читатели блога! Если вы нашли в моём рассказе какие-нибудь неточности, готовы с чем-то поспорить или дополнить – буду только рад обратной связи и конструктивной критике! Мой блог всегда открыт для новых подписчиков и друзей: читайте новости, комментируйте, спорьте, высказывайте своё мнение и делитесь впечатлениями.
#история #петр 1 #музыка