Найти тему

Самый смелый фильм СССР

1985 год - начало перестройки, "Новое мышление" Горбачева повлияло не только государственные институты и внешнюю политику, но и на культуру. Наибольшее культурное влияние проявилось в советской киноиндустрии. "Перестроечное" кино можно описать как "нет денег - но есть идеи". Сотни низкобюджетных, остросоциальных, независимых, авторских фильмов ставили своей идеей подвести итоги существования Советского Союза; высмеять то, что раньше было под цензурой; вывести на провокацию. А главным культурным феноменом стал грузинский фильм "Покаяние" Тенгиза Абуладзе.

Я называю этот фильм самым смелым, потому что заявление о том, что "Покаяние" - это лицо Перестроечной эпохи - ошибочно. Съемки "Покаяния" начались в 1981 году - еще при жизни Брежнева. Какое бы у вас не было мнение об СССР, сложно спорить с тем, что расходящиеся с мнением Партии культурные волеизъявления в Советском Союзе были под жесточайшим запретом. Но Тенгиз Абуладзе, ещё и с позволения Первого секретаря Грузинской ССР Шеварнадзе, пошел на такую "шалость", и она у него удалась. Конечно, фильм смог увидеть свет только в правление Горбачева, но это не умаляет отваги Абулазде.

-2

Я, будучи студентом-политологом, был заинтересован в этом фильме более как в политическом высказывании, но изначально представлял его несколько по-другому. Я полагал, что это будет сатира над сталинским правлением, но по итогу увидел хрестоматийное произведение, которое стремиться объяснить явление диктатуры в общем: становление диктатора, жизнь диктатора, смерть диктатора.

-3

Варлам - это диктатор, существующий вне пространства и времени, собирательный образ - не только Сталина, но и Гитлера, Муссолини, даже можно разглядеть черты Салазара. Несмотря на то, что Варлам - это центральный объект фильма - мы мало узнаем о его натуре - он живет в своём образе, ведь только такой - изворотливый, снисходительный, терпеливый, талантливый во всем (и петь умеет, и танцевать, и стихи читать - тут я разглядел, к слову, экс-президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова, который больше петь и на гитаре бренчать любил, чем править) - но ни капли живого в нём нет, потому что тогда он проявит свою слабость. А диктатор не может быть слабым.

-4

Но это не значит, что в фильме нет живого. Мы ощущаем всё вокруг Варлама - слёзы матерей, чьи дети были сосланы не пойми куда, но, очевидно, что больше их никто не увидит ("Скажите лучше, что он умер!"), ненависть его приближенных, страх, зависть, ревность - всё это источает диктатура, но у диктатора к этому есть иммунитет.

-5

Стоит ли смотреть "Покаяние" сейчас?

Хотелось бы сказать однозначное "Да", но не могу. Фильм не очень приветлив со зрителем - очень томный и тяжелый, протекает очень медленно, диалоги не всегда понятны с первого раза и требуют к себе 100%-го внимания. Я смог осилить "Покаяние" только в три захода. Но, повторюсь, этот фильм - визуализация политической хрестоматии. Фильм, оказавший невероятное влияние на культурно-социальную сферу Советского Союза, а в последствии и России. Очевидно, что в "Покаянии" зрители, в первую очередь, разглядели Сталина, и не знаю, хотел ли этого режиссер, "Покаяние" приобрело по итогу именно сталинскую конкретизацию. Возможно, это высказывание будет изрядным, но Хрущев заложил антисталинскую компанию, а "Покаяние" сделало её масштабным явлением.

На этом всё. Стоит сказать, что я не хотел оскорбить ничьи политические зрения, а лишь высказывал своё мнение о фильме, не злитесь на меня слишком сильно. Но если есть что сказать - обязательно пишите в комментариях) Спасибо за прочтение!