Французский парламент обсудит сделки Макрона с Uber, поскольку надвигается неслабое расследование
Союзники президента Франции Эммануэля Макрона приготовились к сегодняшнему столкновению с оппозицией в парламенте на фоне общественного возмущения по поводу множества документов, подробно описывающих тесные связи между Uber и Макроном во время его пребывания на посту министра экономики.
Разоблачения вызвали рост призывов к парламентскому расследованию, при этом некоторые члены оппозиции охарактеризовали содержание документов как надвигающийся «государственный скандал» и потенциальное свидетельство «сговорффа интересов».
Ожидалось, что обвинения, по крайней мере частично, будут доминировать на первой сессии парламентских вопросов после выборов в прошлом месяце, которая должна начаться в полдень по местному времени. Макрон потерял свое абсолютное большинство, в результате чего он подвергается теперь значительно большему парламентскому контролю, чем в свой первый срок, и оказался под политическим давлением со стороны своих крайне левых и крайне правых оппонентов, воодушевленных успехами на выборах.
«Президент — или тот, кто хочет им стать — не может быть лоббистом на службе интересов частных компаний», — заявил в понедельник Алексис Корбьер, вице-президент основной парламентской группы крайне левой партии. Он и другие предложили провести специальное расследование, которое вышло бы за рамки дебатов, ожидаемых во французском Национальном собрании сегодне и в Сенате - завтра.
Критика оппозиции основана на внутренних сообщениях руководителей Uber с 2013 по 2017 год, опубликованных Le Monde, The Washington Post и другими изданиями в воскресенье, которые утверждают, что поддержка Макроном перевозочной компании выходит далеко за рамки того, что было известно публично — и иногда противоречила политике левого правительства, которому он служил в то время.
Документы являются частью файлов Uber – коллекции из более чем 124 000 внутренних записей, полученных Guardian и предоставленных Международному консорциуму журналистов-расследователей, некоммерческому отделу новостей в Вашингтоне и десяткам других новостных организаций по всему миру.
В понедельник бывший лоббист Uber Марк МакГанн публично назвал себя источником файлов. The Washington Post и другие партнеры по проекту ранее согласились сохранить его личность в тайне.
Согласно файлам, менеджеры и лоббисты Uber полагали, что Макрон был готов поддержать их, подталкивая регуляторов к «менее консервативному» толкованию правил, ограничивающих деятельность компании, и пытаясь смягчить правила, препятствовавшие расширению компании во Франции. Временами даже Uber удивлялся степени его поддержки, как показывает внутренняя переписка.
На просьбу дать комментарий перед публикацией документов президент Франции заявил в заявлении для The Washington Post и других СМИ, что «экономическая политика и политика занятости в то время, в которой [Макрон] был активным участником, хорошо известны» и что его «функции, естественно, предполагали его встречи и взаимодействие со многими компаниями». Елисейский дворец попросил вчера журналистов распространить дополнительные комментарии после публикации, но ничего не дтбавил к своему предыдущему заявлению.
На этой неделе союзники Макрона, похоже, были готовы защищать его отношения с компанией. Министр бюджета Габриэль Атталь во вторник назвал возмущение преувеличенным. «Как обычно, мы делаем тонну пены из грамма мыла, — сказал он в эфире BFM TV. — Я даже не вижу проблемы».
Но файлы могут вызвать неудобные вопросы к Макрону и его сторонникам в парламенте.
Хотя документы заканчиваются 2017 годом, когда Макрон был избран президентом, они напрямую связаны с тем, как с тех пор он пытался реализовать свою повестку дня.
Макрон, переизбранный в апреле, стремился либерализовать французскую экономику — и, по мнению его критиков, это включало в себя отбрасывание любого, кто выражает обеспокоенность по поводу социальных последствий его действий.
Лидер крайне левых Жан-Люк Меланшон регулярно жаловался на «уберизацию» французского общества (обобщающий термин, используемый для описания услуг такси и доставки на дом), а также критиковал поддержку Макроном сектора, который, по его мнению, подрывает права работника. Меланшон теперь является публичным лицом крупнейшего оппозиционного блока в нижней палате парламента, где, как ожидается, состоится возможное расследование.
Члены и союзники партии Меланшона «Непокоренная Франция» были одними из самых громких критиков на этой неделе.
Матильда Панот, лидер альянса в парламенте, предположила, что Макрон помог Uber «разграбить страну», и раскритиковала президента за то, что он действовал как «лоббист транснациональной корпорации США, стремящейся навсегда отменить регулирование трудового законодательства».