Найти в Дзене

LKP TAX DIGEST # 2

Содержание: 1.НДС 1.1.Закупки по 44-ФЗ и единая информационная система: изменили порядок выставления счетов-фактур по ТКС 1.2.Кассация не поддержала доначисление НДС из-за технической ошибки в книге покупок 2.Налог на прибыль 2.1.ИТ-компании: бухгалтерам напомнили о нюансах подсчета сотрудников для льготы по налогу на прибыль 3.С 7 июня 2022 года для бухгалтерских компаний и аудиторов установили новые требования к правилам внутреннего контроля. 4.Параллельный импорт стал легальным 1.НДС 1.1.Закупки по 44-ФЗ и единая информационная система: изменили порядок выставления счетов-фактур по ТКС. С 1 октября 2022 г вступают в силу изменения, которыми предусматриваются выставление через уполномоченный орган с использованием ЕИС электронных счетов-фактур, связанных с поставкой товаров (выполнением работ, оказанием услуг) в рамках контрактов, заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ. Особенность закупок в электронной форме состоит в том, что все операции в рамках конкурентного определения по
Оглавление

Содержание:

1.НДС

1.1.Закупки по 44-ФЗ и единая информационная система: изменили порядок выставления счетов-фактур по ТКС

1.2.Кассация не поддержала доначисление НДС из-за технической ошибки в книге покупок

2.Налог на прибыль

2.1.ИТ-компании: бухгалтерам напомнили о нюансах подсчета сотрудников для льготы по налогу на прибыль

3.С 7 июня 2022 года для бухгалтерских компаний и аудиторов установили новые требования к правилам внутреннего контроля.

4.Параллельный импорт стал легальным

1.НДС

1.1.Закупки по 44-ФЗ и единая информационная система: изменили порядок выставления счетов-фактур по ТКС.

С 1 октября 2022 г вступают в силу изменения, которыми предусматриваются выставление через уполномоченный орган с использованием ЕИС электронных счетов-фактур, связанных с поставкой товаров (выполнением работ, оказанием услуг) в рамках контрактов, заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ.

Особенность закупок в электронной форме состоит в том, что все операции в рамках конкурентного определения поставщика - направление участниками запросов о разъяснениях, заявок на участие в закупке, предложений о цене контракта, предоставление комиссии по закупкам доступа к заявкам, сопоставление предложений, формирование протоколов, а также заключение контракта с победителем закупки - происходят на электронной площадке из перечня, определенного Правительством РФ.

В отличие от традиционной формы процедуры определения поставщика обмен документами или сведениями на бумаге недопустим, в том числе, если закупка товара осуществляется у единственного поставщика в электронной форме.

Весь документооборот в ходе организации и проведения электронной конкурентной закупки и при исполнении контрактов происходит в форме электронных документов, подписанных усиленной электронной подписью. Для обмена электронными документами используют единую информационную систему (ЕИС).

С 1 октября в состав таких электронных документов будет включаться и счет-фактура, оформленная в электронном виде. Соответственно в порядок выставления и получения счетов-фактур в электронной форме добавили, как выставлять и получать счета-фактуры через единую информационную систему в сфере закупок (ЕИС). Также с 1 октября 2022 будет установлен запрет на выставление или получение счета-фактуры в зашифрованном виде по контрактам, которые заключили по 44-ФЗ. Приказ опубликовали 14 июня. Он вступит в силу 1 октября.

Так, счет-фактуру признают выставленным и полученным, если продавец получит подтверждение этого в ЕИС от уполномоченного органа. В настоящий момент функцию уполномоченного органа ЕИС выполняет Федеральное казначейство.

При этом с 1 октября 2022 года датой выставления такого счета-фактуры будет являться дата его направления покупателю, указанная в подтверждении.

Счет-фактура будет считаться полученным покупателем, если продавцом получено соответствующее подтверждение от уполномоченного органа. В нем уполномоченный орган (федеральное казначейство) фиксирует дату поступления счета-фактуры покупателю и направляет подтверждение покупателю и продавцу.

Если электронный счет-фактуру своевременно не получен, участники ЭДО совместно должны принять меры для получения покупателем счета-фактуры.

Также с 1 января 2023 года устанавливается, что оператор электронного документооборота будет направлять сведения об учтённых данных продавца (покупателя) не в налоговую службу по месту их нахождения, а в ФНС.

Соответственно с 1 октября 2022 года порядок выставления электронного счета-фактуры для участников электронных процедур в рамках госзакупок будет следующий:

1)   продавец формирует электронный счет-фактуру и подписываете его усиленной квалифицированной электронной подписью. Файл счета-фактуры, выставленный через ЕИС госзакупок зашифровать будет нельзя.

2)   при направлении счета-фактуры с использованием ЕИС уполномоченный орган (Казначейство) не позднее следующего рабочего дня после получения документа сформирует и направит покупателю и продавцу подтверждение о направлении счета-фактуры в электронной форме покупателю. При этом датой счета-фактуры будет являться дата направления его покупателю, указанная в подтверждении уполномоченного органа.

Резюме: изменения, вносимые в порядок выставления и получения электронных счетов-фактур для участников электронных процедур госзакупок является логическим завершением оформления документооборота в рамках ЕИС. С 1 октября 2022 года порядок передачи электронных счетов-фактур производится с помощью ЕИС и связан с фактом подтверждения передачи уполномоченного органа ЕИС, то есть федерального казначейства.

1.2.Кассация не поддержала доначисление НДС из-за технической ошибки в книге покупок

Неверное оформление книги покупок, выражающееся в технической ошибке не может являться основанием для отказа в вычете НДС. Очередное положительное решение для налогоплательщика занял арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Суть дела такова:

Организация отразила в книге покупок счет-фактуру, в котором объединила данные 2 выставленных контрагентом. В декларации она заявила вычет на общую сумму. При камеральной проверке инспекция нашла несоответствие: у контрагента в книге продаж по тому же счету-фактуре сумма была меньше. С возражениями на акт проверки организация передала:

- 2 счета-фактуры, данные о которых и должна была внести в книгу покупок;

- письмо контрагента о том, что оба счета-фактуры выставляли.

До конца проверки организация не внесла изменения в книгу покупок, не направила по ТКС уточненку и пояснения. Инспекция начислила недоимку, пени и штраф. Она посчитала, что вычет завысили на сумму второго счета-фактуры.

Организация оспорила это решение. Первая инстанция и апелляция заняли позицию инспекции. Однако кассация поддержала организацию по следующим причинам:

- налогоплательщик неправильно заполнил книгу покупок и декларацию, но это не привело к занижению налога;

- первичку, которая подтверждает право на вычет, представили;

- инспекция не указала в решении, что не было самих операций, источника возмещения НДС, связи расходов с облагаемыми операциями. Нет сведений о том, что расходы не приняли к учету или ошибку допустили умышленно;

- такая ошибка не основание доначислять НДС.

Такая позиция судов не нова. Положительная судебная практика для налогоплательщика основывается на том, что налоговые вычеты и порядок их применения регулируются ст. 171, 172 НК РФ, которые не связывают правильность ведения книги покупок с правом на применение налоговых вычетов. Поэтому нарушение порядка заполнения книги покупок само по себе не может являться основанием для отказа в предоставлении налоговых вычетов, право на которые подтверждено счетами-фактурами, оформленными в установленном законом порядке.

Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.

Судами при разрешении таких ситуаций как правило исследуется суть отнесения допущенных нарушений налогоплательщиком к техническим ошибкам, которые не повлияли на исчисление налоговой базы. К таким техническим ошибкам точно не могут быть отнесены:

-нарушения налогоплательщиком в части ведения учета, а именно когда суммы отраженные в счетах-фактурах и книги покупок абсолютно разные;

- неотражения счетов-фактур в книге покупок;

- несоответствие налогооблагаемой базы (выручки), заявленной обществом в декларации той налогооблагаемой базы (выручки), которая зафиксирована им самим в его регистрах;

- исправления в книгу покупок налогоплательщик вносимые путем перечеркивания одних показателей и внесения других ручкой;

- ошибки не позволяют идентифицировать участников и существо сделок, содержат недостоверные сведения.

Резюме: в том случае, если налогоплательщик заявил вычет по счетам-фактурам правомерно, то технические ошибки в заполнении книги покупок, которые не повлекли неверное исчисление налоговой базы, не создали несоответствий между исчисленной налоговой базы и налоговыми регистрами, не могут являться основанием для отказа в вычете НДС.

2.Налог на прибыль

2.1.ИТ-компании: бухгалтерам напомнили о нюансах подсчета сотрудников для льготы по налогу на прибыль

ИТ-организации могут применить пониженные ставки по налогу на прибыль, если соблюдают одновременно условия о госаккредитации, доле доходов и среднесписочной численности работников. Она за отчетный период должна быть не менее 7 человек. Однако порядок определения численности работников организаций Кодекс не регламентирует.

Финансисты пояснили, что показатель с учетом положений пункта 1 статьи 11 Кодекса для расчета указанной среднесписочной численности работников следует руководствоваться рассчитывают по указаниям Росстата.

К аналогичному выводу ведомство уже приходило ранее.

Отметим некоторые особенности расчета среднесписочной численности. Этот показатель рассчитывается на основании списочной численности, которая в свою очередь учитывает лиц как фактически работающих, так и отсутствующих на работе по каким-либо причинам. Исходя из этого в списочную численность целыми единицами включаются, в частности, работники:

1)наемные, выполнявшие постоянную, временную или сезонную работу один день и более, в том числе принятые на работу с испытательным сроком;

2) собственники организации, получающие зарплату;

3) дистанционные работники;

4) находившиеся в служебных командировках, в отпусках и на больничном;

5) находившиеся в отпуске без сохранения заработной платы независимо от длительности отпуска;

6) работающие в организациях в период производственной практики студенты и учащиеся образовательных организаций, если они зачислены на рабочие места;

7) принятые на работу на неполное рабочее время, а также принятые на половину ставки (оклада), такие работники учитываются пропорционально отработанному времени исходя из продолжительности рабочего времени, установленному трудовым договором;

8) находившиеся в отпусках по беременности и родам, в отпусках в связи с усыновлением ребенка со дня рождения усыновленного ребенка, а также в отпуске по уходу за ребенком, но только в случае работы на условиях неполного рабочего времени.

Не включаются в списочную численность в частности:

- собственники данной организации, не получающие заработную плату;

- внешние совместители. Когда в организации работают только внешние совместители, среднесписочная численность работников равна нулю.

- выполнявшие работу по договорам гражданско-правового характера. При этом если работник, работающий по трудовому договору и заключивший договор ГПХ учитывается один раз по месту основной работы.

Для применения пониженных страховых взносов IT-организация также использует критерий средней численности не менее 7 человек, но стоит помнить, что указанные показатели определяются по-разному. Одно из различий состоит в том, что в среднюю численность сотрудников, которую используют для определения льготы по пониженным страховым взносам, включаются в том числе внешние совместители, а при расчете среднесписочной численности работников они не учитываются.

Резюме: Минфин разъяснил порядок определения среднесписочной численности для права на применения льготной ставки по налогу на прибыль. Особенность заключается в том, что при расчете данные определяются по правилам статистики, в частности не учитываются физлица, привлеченные по договорам ГПХ и внешние совместители. Напомним, что для сохранения права среднесписочная численность должна составлять не менее 7 человек.

3.С 7 июня 2022 года для бухгалтерских компаний и аудиторов установили новые требования к правилам внутреннего контроля.

Правительство расширило требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым адвокатами, нотариусами, аудиторами и лицами, оказывающими юридические или бухгалтерские услуг. Соответствующее постановление от 06.06.2022 № 1035 опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации.

Новые нормы вступили в силу с 7 июня 2022 года.

Напомним, адвокаты, нотариусы и лица, оказывающие юридические или бухгалтерские услуги, должны разрабатывать и соблюдать правила внутреннего контроля в случае осуществления определенных операций с денежными средствами или имуществом. Данные обязанности закреплены нормами Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ.

Действующие требования к правилам внутреннего контроля для адвокатов, нотариусов, аудиторов и лиц, оказывающих юридические или бухгалтерские услуги, утверждены правительственным постановлением от 14.07.2021 № 1188.

Теперь в указанные требования внесены изменения. В частности, теперь вместо программы оценки и управления рисками правила внутреннего контроля должны содержать программу оценки степени (уровня) риска совершения клиентом подозрительных операций и принятия мер по снижению рисков. Так, новые нормы устанавливают, что при оценке рисков необходимо относить клиентов к разным группам риска:

- высокая степень (уровень) риска;

- средняя степень (уровень) риска;

- низкая степень (уровень) риска.

При оценке рисков необходимо учитывать, в том числе характер и виды деятельности клиентов, а также характер используемых клиентами продуктов, предоставляемых адвокатами, нотариусами, компаниями, оказывающими юридические или бухгалтерские услуги, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами.

Уточнено, что оценка рисков должна осуществляться при приеме на обслуживание клиента (ранее - до приема на обслуживание).

Программа оценки уровня риска и принятия мер по снижению рисков должна включать, в том числе порядок оценки возможности использования клиентом новых услуг или программно-технических средств в целях легализации преступных доходов, включая разработку комплекса мер, направленных на снижение (минимизацию) такой возможности.

Резюме: Правительством уточнены критерии оценивания клиентов при их обслуживании и сопровождении юридическими и бухгалтерскими организациями, а также нотариусами, адвокатами и аудиторами. В программу оценки в качестве риска легализации доходов, полученных преступным путем должен быть включен критерий возможности использования новых услуг или технических устройств, обеспечивающих возможность совершения клиентами операций с денежными средствами или иным имуществом.

4.Параллельный импорт стал легальным

Подписан закон о легализации параллельного импорта. Что это означает для российских компаний, занимающихся ввозом заграничных товаров?

Теперь импортеры могут поставлять в нашу страну брендовую продукцию, не дожидаясь официального разрешения правообладателей.

Согласно принятым поправкам не будут считать нарушением использование результатов интеллектуальной деятельности, выраженных в товарах для параллельного импорта из утвержденного перечня. То же затронет средства индивидуализации, которые нанесли на эти товары. Теперь ввозить продукцию можно будет без разрешения правообладателя.

Ранее, согласно закону, за параллельный импорт компания-импортер должна была выплатить компенсацию правообладателю в размере до 5 млн руб., а товары должны быть уничтожены. Вместе с тем для защиты исключительных прав могли применять меры не только гражданско-правовой, но также уголовной и административной ответственности.

Для решения этой проблемы закон отныне устанавливает, что не относится к нарушениям использования результатов интеллектуальной деятельности, выраженных в товарах из утвержденного перечня, и средств их индивидуализации.

Напомним, что с 30 марта 2022 года Правительство РФ отменило ответственность за так называемый параллельный импорт, тем самым разрешив ввоз в страну востребованных оригинальных товаров иностранного производства без согласия правообладателей. А 7 мая 2022 года Минпромторг утвердило Перечень таких товаров.

Законодатели считают, что такие меры пойдут на пользу и отечественным потребителям, и российской экономике в целом. После введения западных санкций этот механизм используют для насыщения российского рынка дефицитными и оригинальными товарами.

Между тем эксперты торгового ведомства высказали и альтернативное мнение: среди ввозимых товаров могут всплывать подделки фирменной продукции. Это, в свою очередь, негативно скажется на репутации импортеров. Поэтому проводить мониторинг качества ввозимых товаров все же придется.

Также главной проблемой параллельного импорта товаров в Россию будет отсутствие поставщиков, которые ранее брали на себя гарантийный ремонт электроники и техники. Поставщики также занимались сертификацией товара, а сейчас ввезенные товары по параллельному импорту товар станет необходимо сертифицировать ритейлеру. При этом российским компаниям также придется заниматься маркетингом вместо ушедших производителей.

Резюме: Документом предусмотрено, что использование результатов интеллектуальной деятельности, выраженных в товарах, и средств индивидуализации, которыми такие товары маркированы, не является нарушением. Таким образом, законопроект ограждает российские компании, ввозящие товары без разрешения правообладателя, от возможной гражданской, административной и уголовной ответственности.