Самое важное для творческого человека – встретить свою вторую половину и единомышленника в одном лице. Это огромная удача. Константину Веригину в этом плане очень повезло: в 1933 году
он женился на Софье Шабельской, происходившей из старинного
русского дворянского рода и, по его собственному выражению,
«приобрел в ее лице умного и бесценного критика». Обладала она
тонким вкусом, хорошим и верным обонянием, неизменно интересовалась работой супруга и во всём его поддерживала. Через год у Веригиных родилась дочь Ирина. «Сколько лет провел я среди дорогих эссенций, редких ароматов, первоклассных духов! Сколько волнующих аккордов знает мое обоняние! Но есть что-то ни с чем не сравнимое в радости благоухания чистого и здорового младенца. Необыкновенная прелесть разлита вокруг него; вся детская пронизана свежестью его дыхания, согрета душистой теплотой его присутствия», – писал он.
Всё искусство и вся жизненная философия Константина Веригина, оформившаяся в далёкой Ялте, не изменяли парфюмеру до конца его дней за рубежом – а были в его жизни и Лондон, и Нью-Йорк, и увлекательные путешествия через океан. Каждое новое место, новый город насыщали пытливый ум Веригина новыми впечатлениями, неизменно фиксировавшимися палитрой изысканных ароматов – от холодного
бриза атлантики, до терпкого аромата кленового сиропа.
В своём понимании человеческой природы, хрупких сплетений её страстей и желаний, потребностей к самовыражению, Веригин резонировал
с Чеховым. Его строчки «манеры, голос, черты характера, выраженные
в ароматной волне, — вот что образует внешность человека» перекликаются с чеховской формулой «в человеке должно быть
все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». «…И аромат»,
мог бы дополнить Веригин и оказался бы совершенно прав – ведь духи
также носят и подбирают под конкретный выход, совсем как шляпу, галстук или иной аксессуар, ведь иногда, неудача в выборе может оказаться весьма ощутимой.
Так шли годы – прибавлялось в копилке прославленного парфюмера
всё новых и новых душистых шедевров. Вместе с домом Буржуа была создана хрестоматийная триада – свежие духи «Soir de Paris», блистательный «Ramage» – «перекличка птиц», так тонко навевающий воспоминания о временах Фрагонара и Рамо, – и изысканный, пленительно-тягучий «Mais Oui», вошедшие в золотой фонд французской парфюмерии – эти и другие композиции русского «поэта ароматов» находятся на вечном хранении в собрании уникальной библиотеки душистостей – Осмотеке Версаля.
На этих основах создаются новые композиции, перевыпускаются
и переиздаются старые эталоны, а потому в парфюмерных магазинах Франции и теперь можно увидеть, наравне с «Шанель №5», изысканные коллекции духов, созданных Константином Веригиным, который верил
и мечтал, что когда-нибудь наука обязательно изобретет способ улавливать, запечатлевать любой запах и воспроизводить его вновь, подобно записи на кинопленке, и мы научимся воскрешать в нашей памяти все самые дорогие воспоминания.
Сам же Константин Михайлович, на склоне лет занимавший пост председателя Ассоциации французских парфюмеров, посвятив всю жизнь отстаиванию идеала прекрасного посредством благоухания, написал
и издал в 1965 году свои воспоминания, написанные роскошным, и в то же время, доверительно-простым языком – «Souvenirs et parfums: Mémoires d'un parfumeur», мгновенно снискавшие повсеместную любовь
и уважением ценителей парфюма, однако долгое время вся прелесть
этого откровения была неизвестна и недоступна русской публике.
В 1996 году Ирина Константиновна Веригина-Бизе (1934-2021) издала
на русском языке мемуары отца – книга получила название «Благоуханность. Воспоминания парфюмера», а в мае 1997 года в группе потомков эмиграции первой волны, наконец приехала в Ялту.
Спустя много-много лет, она побывала в городе, о котором так много рассказывал, и который на всю жизнь так полюбил её отец – так фамилия Веригиных вновь ступила на ялтинский берег, а город был вновь такой,
как почти сто лет назад: праздничный, живой, всё такой же златоглавый
и гостеприимный, он утопал в глициниях, наполняя воздух флёром благоухания, а внизу, у берега, плескалось и искрилось, рассыпаясь жемчужной пылью, лазурное море.
Текст: © Владислав Кожин
Дизайн: © Евгения Чабан