Найти тему

Был бы флот, а гавани найдутся. Как строилось первое промышленное здание Петербурга

Роскошный Петербург с его дворцами, парками, масштабными площадями родился под грохот орудий. В мае 1703 года на Заячьем острове для защиты возвращенных территорий был заложен бастион – крепость Санкт-Питербурх. Позже, после строительства там собора во имя Петра и Павла, она получила знакомое нам название – Петропавловская

Следом за ней, через год, на другом берегу Невы появляется еще одно военное укрепление – Адмиралтейская крепость, первая русская кораблестроительная верфь на Балтийском море и первое промышленное сооружение Петербурга

Вместе со своим ближайшим сподвижником Александром Даниловичем Меншиковым Петр I провел неделю в шлюпке в поисках наиболее выгодного места для крепости-верфи. Объехав все бухты, заливы и проливы Невской дельты, Петр выбрал левый берег Невы напротив Васильевского острова. Так, вместе с Петропавловской, Адмиралтейская крепость-верфь должна была надежно закрывать вход в Неву

Закладка крепости состоялась 5 ноября 1704 года. Первый план верфи Петр выполнил собственноручно и сделал пометку на чертеже Адмиралтейского дома

Тогда же государь отметил в своем дневнике: «Заложили Адмиралтейский дом и были в остерии и веселились, длина 200 сажен, ширина 100 сажен»

А.Ф. Зубов. Адмиралтейство. 1716
А.Ф. Зубов. Адмиралтейство. 1716

Первое Адмиралтейство состояло из мазанкового корпуса и двух перпендикулярных крыльев, которые обступали открытый к Неве двор. У сооружения было двойное назначение. Первое – промышленность, судостроение. Второе – оборона. Верфь-крепость была построена по всем правилам фортификации того времени. Эллинги, мастерские, амбары, кузницы и другие здания, предназначавшиеся для кораблестроения, были окружены высокими земляными валами с пятью бастионами. Кстати, в боевых целях Адмиралтейская крепость не использовалась ни разу

План Адмиралтейства. Атлас Санкт - Петербурга. 1798
План Адмиралтейства. Атлас Санкт - Петербурга. 1798

С восточной же стороны, там, где сейчас Александровский сад, с трех сторон вырубили большую площадь, эспланаду, которая в просторечье называлась Адмиралтейским лугом. Эспланада простиралась до самой реки Мьи (Мойки) и позволяла хорошо просматривать местность. Кроме того, она выполняла противопожарную функцию

Адмиралтейство со стороны Невского проспекта. Вторая половина XVIII века
Адмиралтейство со стороны Невского проспекта. Вторая половина XVIII века

Но кроме функций практических, Адмиралтейство уже при Петре стало играть роль архитектурного центра молодой столицы. В начале строительства от эспланады, тогда еще в лесной чаще, были проложены дороги, которые превратились в главные городские магистрали – Невский, Гороховую и Вознесенский - знаменитый «Невский трезубец». А чуть позже, Адмиралтейский луг дал жизнь трем главным площадям города – Дворцовой, Адмиралтейской и Сенатской

Перестройка Адмиралтейства в камне началась еще при жизни Петра I под руководством голландца Стефана ван Звитена. Но любимое детище Петра продолжало расти и строиться и после его смерти. Реконструкция, начатая ван Звитеном, была окончена силами русского зодчего Ивана Кузьмича Коробова в 1732-1738 годах

Иван Коробов продолжил перестройку адмиралтейских «магазейнов». Он заменил мазанковые корпуса каменными. Фасады их были просты и не подвергались особенной архитектурной обработке. А вот башня, которая вошла в историю русской архитектуры как главный памятник Петербурга – полностью дело рук Ивана Коробова

Башня Ивана Коробова. Реконструкция
Башня Ивана Коробова. Реконструкция

Коробов проявил невероятную изобретательность в конструировании всей верхней части башни. Например, чтобы обеспечить ее устойчивость, шпиль был опущен внутрь башни на 12 метров. Общая высота башни со шпилем достигала 72 метров. Была у башни и развлекательная функция. На открытой террасе второго яруса в предобеденное время музыканты гвардейских полков играли на трубах и литаврах

В течение XVIII века ни корпуса Адмиралтейства, ни башня не подвергались серьезным перестройкам. Но уже к началу XIX века город значительно разросся, и центр столицы закрепился на Адмиралтейской стороне. А вот само Адмиралтейство с его монотонными фасадами и однообразными архитектурными формами давно перестало удовлетворять эстетическим требованиям центра. Да и император Александр I хотел видеть рядом с Зимним дворцом постройки, ласкающие взор, а не склады леса и стапеля

Иоганн Георг Майр. Вид на Адмиралтейство с набережной Васильевского острова. Между 1796 и 1803
Иоганн Георг Майр. Вид на Адмиралтейство с набережной Васильевского острова. Между 1796 и 1803

Именно в начале XIX века Адмиралтейство начинает приобретать тот вид, к которому мы привыкли. В 1806 году на Адмиралтейском дворе снова развернулись строительные работы. Проект реконструкции был разработан Андреяном Дмитриевичем Захаровым, который годом раньше был назначен на должность «Главных Адмиралтейств Архитектора». Должность эта предполагала руководство всей строительной работой в многочисленных портовых городах страны, в том числе, и реконструкцию главного российского Адмиралтейства

А. Д. Захаров. Портрет работы С. С. Щукина. Около 1804 года
А. Д. Захаров. Портрет работы С. С. Щукина. Около 1804 года

Перед Захаровым стояла чрезвычайно сложная задача. Ему необходимо было совместить действующую верфь и здание, играющее главную роль в архитектурном ансамбле города. Захаров не мог получить готовых рецептов у греков, римлян или современных ему зодчих. Решение он должен был искать сам. Проекты такого масштаба до него никто не реализовывал. Кроме того, архитектор был стеснен планом старого Адмиралтейства Ивана Коробова, к которому отнесся исключительно бережно и деликатно

Захаров предполагал ограничиться только новыми фасадами, а старые фундаменты и стены сохранить. Но в процессе проектирования стала очевидной необходимость внутренней перепланировки. Зодчий сохранил П-образную форму Адмиралтейства и его общую конфигурацию, которая была намечена еще при Петре и закреплена Коробовым, а также старый коробовский шпиль

Если посмотреть на Адмиралтейство сверху, то станет ясно, что речь идет не об одном, а о двух зданиях, о двух вытянутых в длину корпусах. Один из них как будто вставлен в другой. Эти «буквы П» замыкаются с обеих сторон арками. Между корпусов когда-то проходил канал шириной 14 м для пропуска судов. В двух «буквах П» нашло свое отражение двойное назначение Адмиралтейства: как административного здания (наружное «П») и как верфи (внутреннее «П»)

-8

Реконструкция началась с перестройки восточного крыла напротив Зимнего дворца, затем сооружалось крыло главного корпуса до башни, затем – башня и так далее

Андреян Дмитриевич Захаров умирает 27 августа 1811 года, в пятьдесят лет, так и не успев закончить свое гениальное творение. Далее Отечественная война 1812 года прервала строительство Адмиралтейства

Реконструкция была возобновлена в 1814 году работами в центральной башне и венчающем ее шпиле. Старую надвратную башню по проекту Захарова заключили в новый футляр, оставив неприкосновенным только шпиль как привычный элемент городской панорамы

-9

Но все же, главная задача, которую необходимо было решить Захарову – это планировка вытянутых в длину корпусов таким образом, чтобы они не казались монотонными и казенно-унылыми

Архитектор справляется с задачей блестяще. На протяжении главного 407-метрового и двух боковых фасадов Захаров с большим искусством расположил сильные акценты в виде портиков. Еще один элемент композиции – широкая арка. Мотив широкой арки, прорезающей центральную часть здания, повторяется в центральной башне и двух павильонах, обращенных к Неве

-10

Таким образом, в структуре грандиозного сооружения повторяются в разных сочетаниях несколько однотипных элементов, с помощью которых достигается единое звучание. Три элемента - белоколонные портики, башня с золотым шпилем и гладкие желтые стены, на фоне которых выделяется знаменитые адмиралтейские скульптуры - собирают вытянутые корпуса и создают впечатление торжественности

Про скульптуру Адмиралтейства расскажем в одном из следующих постов. Это отдельная занимательная тема

Адмиралтейство продолжило свою историю и во второй половине XIX века. В 1844-м году оно перестало функционировать как судостроительная верфь. Производство было переведено на Галерный двор. Территорию же внутри Адмиралтейского каре разделили на несколько участков, которые были проданы и застроены доходными домами и дворцами. К 1890-м знаменитый внутренний двор Адмиралтейства был застроен

И тогда же, в лексиконе петербуржцев закрепляется выражение «градостроительная ошибка». Архитектура новых зданий не смогла поддержать высокую ноту, заданную захаровским Адмиралтейством, и столь радикальное вторжение разрушило цельную классическую панораму набережной Невы. Но, надо сказать, что на вырученные от продажи деньги правительство города обустроило Английскую набережную

Адмиралтейство. Вид с Невы. Иван Чемакин. 2018
Адмиралтейство. Вид с Невы. Иван Чемакин. 2018

В 1870-х со стороны Невского проспекта появляется Александровский сад и закрывает главный фасад Адмиралтейства. И вот уже почти 150 лет мы не видим фасад Адмиралтейства в масштабе, в перспективе. Мария Элькина, историк архитектуры, называет этот ансамбль Адмиралтейства с доходными домами внутри каре и разросшимися деревьями «памятником борьбы Петербурга с собственным совершенством»