«Школа — это новые друзья» — часто говорят будущим первоклассникам родители. Но на деле все оказывается не так просто: друзей ведь еще нужно найти, а как это сделать в коллективе из 30 незнакомых тебе детей? Чем в такой ситуации может помочь педагог и как создать тот самый «дружный класс», рассказывает учитель начальных классов Анастасия Бондарева.
Почему дети ссорятся
Между собой не ладят люди разного возраста, но у малышей это случается намного чаще просто потому, что им труднее коммуницировать друг с другом. До 9 лет у детей не развита волевая сфера, поэтому они не могут до конца определить, что хорошо, а что плохо. Они не знают и не понимают, как нужно поступать, чтобы не было конфликта.
Чаще всего дети старшего дошкольного возраста ругаются на почве «Это у меня забрали! Это у меня взяли! Я хочу так же!». Если берем младшеклассников, то у них уже начинаются межличностные отношения: «Он меня обидел», «Он не хочет со мной дружить».
Бывает и так, что конфликты создают сами взрослые. Дети считывают негативное отношение папы и мамы к другому человеку и начинают его повторять. Потому что сами пока не способны отделять свое мнение от чужого. И это, на мой взгляд, самый страшный вариант, который может быть. Поэтому нам, взрослым, очень важно следить за тем, что мы говорим при детях.
Нужно ли взрослым вмешиваться в детский конфликт
Главная задача родителя — наблюдать за своим ребенком и обеспечивать его безопасность. Если вы видите, что дети разбираются сами и им не нужна ваша поддержка, если ничего не угрожает жизни и здоровью, то, на мой взгляд, не нужно вмешиваться. Такой опыт даст ребенку возможность научиться преодолевать конфликты.
Если же ребенок подвергается опасности, конфликт нужно остановить. Однако важно при этом помнить, что рукоприкладство и резкие высказывания в адрес чужих детей со стороны взрослого человека недопустимы. Вы можете подойти и попытаться узнать, кто виноват, что произошло. Если выяснить это у обидчика не получается, то лучше аккуратно отвести в сторонку своего ребенка и решить этот вопрос с ним.
В школе с конфликтами сложнее, потому что часто дети ругаются не на глазах взрослых, а после уроков, в туалете или столовой. С точки зрения учителя, все примерно так же: мы следим со стороны наблюдателя, если возможно наблюдать. Если же становится понятно, что необходима помощь взрослого, нужно аккуратно подключиться. В первую очередь выслушать обе стороны и ни в коем случае никого не обвинять. Затем по возможности выслушать каждого ребенка отдельно, чтобы никто не кричал «Это неправда» или «А вот он, а вот там!». Еще одно важное правило: никогда не обсуждать конфликт публично при всем классе. Это может только усугубить ситуацию.
Советы, как подружить детей
- Работа над дружбой и сплочением коллектива должна начинаться с первой минуты. Важно сначала познакомить всех между собой, затем обсудить у кого какие интересы. Для этого можно использовать игры на знакомство – «Снежный ком», «Сова» и «Змея».
- Важный пункт для сплочения — совместные дела. Например, организация праздников для родителей. Со второго класса каждый год готовлю с детьми сказку. Так дети учатся коммуницировать друг с другом. Кто-то находит костюмы, кто-то вместе мастерит реквизит.
- Еще важны загородные поездки, если в вашем городе есть такая возможность. Не автобусная экскурсия, а именно организация похода вместе с родителями. С шашлыками, сосисками и, конечно, «веселыми стартами»!
- С третьего класса я организую тренинги. Например, «За что я могу сказать спасибо». Печатаю листы со списком всего класса. Рядом с каждым именем пустая строчка. Этот список выдается детям. Нужно написать рядом с именем, за что хочешь этого человека поблагодарить.
- Отличный вариант — это анкеты. Как у нас в детстве были, когда мы заполняли, кто кому нравится. Мы с родителями купили похожие и выдали каждому ребенку. По итогу все заполняли, раздавали друг другу и обсуждали.
- Здорово устраивать мастер-классы. Приглашать, например, спортсменов, художников, музыкантов. Необязательно, чтобы все ученики присутствовали. Пускай будут только желающие — это поможет им сплотиться по интересам.
- Важно понимать, что сплочение детского коллектива невозможно без нормальных взаимоотношений между родителями. Поэтому родителям тоже нужно давать возможность проявлять инициативу. Чтобы они устраивали совместные прогулки и поездки.
- Еще один классный способ сплочения — это квесты. Мы с детьми в третьем классе готовили квест-игру для начальной школы. В классе было 32 человека, мы поделили их на 5 групп. Дети организовали большую часть сами и получили огромное удовольствие.