Найти тему
Мел

Как подружить первоклассников: 8 советов от учителя начальной школы

Оглавление

«Школа — это новые друзья» — часто говорят будущим перво­классникам родители. Но на деле все оказывается не так просто: друзей ведь еще нужно найти, а как это сделать в коллективе из 30 незнакомых тебе детей? Чем в такой ситу­ации может помочь педагог и как создать тот самый «дружный класс», рассказывает учитель на­чальных классов Анастасия Бондарева.

Почему дети ссорятся

Между собой не ладят люди разного возраста, но у малышей это случается намного чаще просто потому, что им труднее коммуницировать друг с дру­гом. До 9 лет у детей не развита воле­вая сфера, поэтому они не могут до конца определить, что хорошо, а что плохо. Они не знают и не понимают, как нужно поступать, чтобы не было конфликта.

Чаще всего дети старшего дошкольного возраста ругаются на почве «Это у меня забрали! Это у меня взяли! Я хочу так же!». Если берем младшеклассников, то у них уже начинаются межличностные отношения: «Он меня обидел», «Он не хочет со мной дружить».

Бывает и так, что конфликты создают сами взрослые. Дети считывают негатив­ное отношение папы и мамы к другому человеку и начинают его повторять. Потому что сами пока не способны отделять свое мнение от чужого. И это, на мой взгляд, самый страшный вариант, который может быть. Поэтому нам, взрослым, очень важно следить за тем, что мы говорим при детях.

Нужно ли взрослым вмешиваться в детский конфликт

Главная задача родителя — наблюдать за своим ребенком и обеспечивать его безопасность. Если вы видите, что дети разбираются сами и им не нужна ваша поддержка, если ничего не угрожает жизни и здоровью, то, на мой взгляд, не нужно вмешиваться. Такой опыт даст ребенку возможность научиться преодолевать конфликты.

Если же ребенок подвергается опаснос­ти, конфликт нужно остановить. Однако важно при этом помнить, что рукоприк­ладство и резкие высказыва­ния в адрес чужих детей со стороны взрослого чело­века недопустимы. Вы можете подойти и попытаться узнать, кто виноват, что произошло. Если выяснить это у обид­чика не получает­ся, то лучше аккуратно отвести в сторонку своего ребенка и решить этот вопрос с ним.

В школе с конфликтами сложнее, потому что часто дети ругаются не на глазах взрослых, а после уроков, в туалете или столовой. С точки зрения учителя, все примерно так же: мы следим со стороны наблюдателя, если возможно наблюдать. Если же стано­вится понятно, что необхо­дима помо­щь взрослого, нужно аккурат­но подключиться. В первую очередь выслушать обе стороны и ни в коем случае никого не обвинять. Затем по возможности выслушать каждого ребенка отдельно, чтобы никто не кричал «Это неправда» или «А вот он, а вот там!». Еще одно важное правило: никогда не обсуждать конфликт публично при всем классе. Это может только усугубить ситуацию.

Советы, как подружить детей

  • Работа над дружбой и сплоче­нием коллектива должна начинаться с первой минуты. Важно сначала познакомить всех между собой, затем обсудить у кого какие интере­сы. Для этого можно использо­вать игры на знакомство – «Снежный ком», «Сова» и «Змея».
  • Важный пункт для сплочения — совмес­тные дела. Например, организация праздников для родителей. Со второго класса каждый год готовлю с детьми сказку. Так дети учатся комму­ницировать друг с другом. Кто-то находит костюмы, кто-то вместе мастерит реквизит.
  • Еще важны загородные поездки, если в вашем городе есть такая возможность. Не автобусная экскурсия, а имен­но организация похода вместе с родителями. С шашлыками, сосисками и, конечно, «веселыми стартами»!
  • С третьего класса я организую тренинги. Например, «За что я могу сказать спасибо». Печатаю листы со списком всего класса. Рядом с каждым именем пустая строчка. Этот список выдается детям. Нужно написать рядом с именем, за что хочешь этого человека поблагодарить.
  • Отличный вариант — это анкеты. Как у нас в детстве были, когда мы заполняли, кто кому нравится. Мы с родителями купили похожие и выдали каждому ребенку. По итогу все заполняли, раздавали друг другу и обсуждали.
  • Здорово устраивать мастер-классы. Приглашать, например, спортсменов, художников, музыкантов. Необязательно, чтобы все ученики присутст­вовали. Пускай будут только желающие — это поможет им сплотиться по интересам.
  • Важно понимать, что сплочение детского коллектива невозмож­но без нормальных взаимо­отношений между родителями. Поэтому родителям тоже нужно давать возможность проявлять инициативу. Чтобы они устра­ивали совместные прогулки и поездки.
  • Еще один классный способ сплочения — это квесты. Мы с детьми в третьем классе гото­вили квест-игру для начальной школы. В классе было 32 человека, мы поделили их на 5 групп. Дети организо­вали большую часть сами и получили огромное удовольствие.