Найти в Дзене

Сказкотерапия для детей и родителей

В процессе воспитания детей многие родители задаются вопросом "как В процессе воспитания детей многие родители задаются вопросом "как достучаться до ребенка?". Не найдя ответ, кто-то из родителей идет на поводу у ребенка, делая все, что он требует (причем, именно требует), а кто-то использует свое возрастное превосходство, повышая голос и даже применяя физическую силу к своему ребенку. Наверняка, вам приходилось быть свидетелем (а возможно, и участником) того, как в магазине, где продаются детские товары, родителю не удаётся мирно договориться с ребенком, требующим вовсеуслышание купить ему игрушку. Или еще одна часто встречающаяся ситуация: ребенок ни в какую не хочет слышать доводы родителей, что пора заканчивать прогулку и идти домой. Каждый второй родитель рано или поздно сталкивается со сложностью "достучаться до ребенка", когда наступает время ложиться спать: ребенок никак не хочет укладываться, процесс подготовки и отхода ко сну затягивается, режим дня сбивается, сон ребенка получается беспокойным и, зачастую, непродолжительным. Как результат - невыспавшиеся ребенок и родитель, плохое настроение и самочувствие, отсутствие сил полноценно заниматься делами как у родителей, так и у детей. В чём же причина этих и многих других трудностей, с которыми приходится сталкиваться в попытках "достучаться до ребёнка?".

Основная сложность заключается в том, что родители воспринимают своих детей как маленьких взрослых (в физическом смысле) и относятся к ним как ко взрослым, не делая никаких поправок на возрастные особенности. Родители ошибочно считают, что они должны ребенку объяснить (как взрослому), а ребенок ДОЛЖЕН выполнять указания взрослого. Однако, по словам родителей, ребенок не понимает таких объяснений и на него необходимо или прикрикивать, или наказывать, что, собственно, никак не решает актуальную задачу. Вернее решает, но совершенно не таким образом, как предполагалось: ребенок, вероятнее всего, будет делать так, как хочет родитель, но родитель утрачивает доверие ребенка, что в дальнейшем может привести к новым сложностям. В некоторых случаях ребенок, не имея возможности равноценно взаимодействовать с родителем на вербальном уровне, начинает капризничать, проявлять агрессию и, в целом, меняет свое поведение в сторону ухудшения. Такова цена прямолинейного, директивного продавливания интересов взрослых, а в основе такого подхода лежит отсутствие понимания возрастных особенностей развития детей. Выходом является недирективное воздействие на ребенка посредством сказкотерапии.

Сказкотерапия как метод работы, преимущественно, с дошкольниками широко известен в среде специалистов. Однако же родители мало что знают об этом методе воздействия на ребенка. Родители, в большинстве своем, полагают, что роль сказки заканчивается на некотором развлечении ребенка перед сном или на различных праздничных мероприятиях. Такое узкое понимание является препятствием для использования всех возможных положительных свойств правильной сказки для воспитания и развития ребенка.

По нашему опыту работы в области детской психологии можно сделать вывод, что никто из обращавшихся родителей не использовал сказкотерапию для целей развития ребенка. Чтение всем известных сказок (начиная с «Курочка Ряба», «Колобок» и заканчивая «Гарри Поттер» и прочими свежими произведениями), конечно же, имело место, однако выбор сказок был реализован неверно: вместо подбора сказки для конкретной задачи/проблемы родители выбирали сказку по принципу «…давно мы с тобой не читали вот эту сказку…». В итоге, даже если сказка несла в себе положительные для личности ребенка моменты, основная мысль/суть сказки не воспринималась ребенком так, как должна была. Например, если днем ребенок проявлял свой характер и капризничал, проверяя на прочность родителей, а вечером ему рассказали сказку «Курочка Ряба», то скорректировать «капризную» модель поведения ребенка такой сказкой будет нереально.

Понятно, что такая ситуация является следствием непонимания родителями сути и механизма правильных сказок.

Основной сложностью для родителей является корректный выбор сказки, которая наилучшим образом подходит для решения именно их конкретной актуальной задачи. Эту сложность можно обойти, научившись конструированию сказки, которая наилучшим образом будет воздействовать на ребенка для решения той или иной задачи. Затруднением на пути к обучению родителей грамотной и действенной сказкотерапии является наличие огромного количества всевозможных тренингов и курсов, которые проводятся, чаще всего, людьми, не имеющими как профильного образования, позволяющего практиковать эту психотерапевтическую методику, так и сколь-нибудь значимого положительного опыта в сказкотерапии. В итоге, посетив эти курсы, родитель получает грамоту, свидетельство или иную бумагу, подтверждающую посещение этих курсов, но родитель, с вероятностью, близкой к нулю, не способен создать сколь-нибудь эффективную сказку, что обнуляет его веру в этот мягкий, но эффективный метод работы с детьми.

В нашем центре можно пройти обучение по курсу "Сказкотерапия" у профессиональных, практикующих психологов и получить не только необходимые знания, но и сформировать ключевые навыки, требующиеся для выстраивания гармоничных взаимоотношений с ребенком в семье или успешной профессиональной работы с детьми. Наш подход заключается в разъяснении родителям правил выбора и рассказа сказок, а также показе на примере результатов качественной сказкотерапии.

При этом в нашем психологическом центре получить навыки по созданию эффективной сказки теперь можно не только в очном формате, но и на нашей образовательной платформе в режиме онлайн, причем для нивелирования разницы между очным и онлайн форматами слушателям онлайн курса доступны 3 бесплатных 15-ти минутных телефонных консультации в течение 2-х месяцев после завершения курса для помощи при возникновении затруднений в конструировании именно Вашей сказки.

Наш сайт:

vellevita.ru

Авторы: Сафонова Т.Е., Сафонов Г.Е.

© Психологический центр "Эволюция", 2017 | Все права защищены