6,9K подписчиков

Народный художник Игорь Александрович Попов: летописец эпохи, тонкий лирик и философ

12K прочитали

Игорь Александрович Попов (1927 —1999 гг.) — известный советский живописец, народный художник РСФСР (звание присвоено в 1978 г.). Мастер создал немало замечательных работ, среди которых известные многим "Первый снег" и "Наш двор". По картине "Первый снег" школьники часто пишут сочинения, а созданная в 1964 году картина "Наш двор", показывающая зимний городской двор, в котором кипит жизнь, часто приводится в соцсетях как своеобразный мем на тему "Когда отключили Интернет".

Первый снег
Первый снег
Наш двор. 1964 г.
Наш двор. 1964 г.

Сейчас, жарким летом, находит отклик у зрителей картина "Июль", репродукции которой часто встречаются в сети.

Июль. 1976 г.
Июль. 1976 г.

Эх, хорошо там, на залитой солнцем и наполненной свежим воздухом террасе! Смотришь на картину и ощущаешь аромат цветов, слышишь пение птиц. Все три картины, репродукции которых приведены выше, дарят радость, вызывают светлые воспоминания. Глядя на репродукции, понимаешь, что Игорь Попов был тонким лириком, умел замечать мелочи, видеть прекрасное в обыденном, радоваться и дарить радость.

Давайте получше познакомимся с этим замечательным художником и его творчеством.

Игорь Попов родился в Харькове, в простой рабочей семье, далёкой от искусства вообще и от живописи в частности. Мальчик рано начал рисовать, используя для этого доступные материалы. Родители считали рисование не очень серьёзным занятием, но сыну в его увлечении не препятствовали. К сожалению, сведений о детских и школьных годах Игоря мало и они подчас противоречивы. В одних источниках говорится, что Попов учился в московской художественной школе, в других — что он приехал в Москву из Харькова после окончания школы, в 1945 году.

Как бы то ни было, в 1945 году Игорь Александрович поступил в МГХИ имени В.И. Сурикова, который закончил в 1951 году. Педагогами Игоря Попова в разные периоды обучения были Василий Васильевич Почиталов и Сергей Владимирович Герасимов, по мастерской которого юный художник и окончил институт. Сокурсниками Игоря Попова были Виктор Попков и Владимир Стожаров.

После окончания МГХИ Попов остался работать в столице.

Живопись. 1953-1954 гг.
Живопись. 1953-1954 гг.
Скульптура. 1953 г.
Скульптура. 1953 г.

С 1953 года Игорь Попов участвует в различных выставках: молодёжных, московских, всесоюзных, республиканских и зарубежных. В 1954 г. стал членом Союза художников СССР.

Вечером за столом. Паромоново. 1957 г. Картон, масло. 55 x 104 см
Вечером за столом. Паромоново. 1957 г. Картон, масло. 55 x 104 см

Как зрелый мастер Игорь Попов сформировался в поездках по стране, главным образом, по Северу. В начале 1960-х годов образовалась целая творческая группа художников (Владимир Стожаров, Геннадий Дарьин, Юрий Семенюк, Ефрем Зверьков и другие), для которых русский Север стал источником вдохновения. Игорь Попов неоднократно принимал участие в дальних творческих командировках, где писал природу и быт северных деревень и малых городов, показывал их уклад и своеобразие.

Осень у мельницы. 1958 г. Холст, масло. 37.5 x 70.5 см
Осень у мельницы. 1958 г. Холст, масло. 37.5 x 70.5 см
Предпраздничный вечер. Большая Пысса, 1967 г, Холст, масло. Национальный музей "Киевская картинная галерея"
Предпраздничный вечер. Большая Пысса, 1967 г, Холст, масло. Национальный музей "Киевская картинная галерея"
Каргополь. 1963 г.  Картон, масло. 48 x 70 см
Каргополь. 1963 г. Картон, масло. 48 x 70 см
«В творчестве Игоря Александровича Попова, равно как и других художников его круга, образы картин неизменно обрастают специфическими особенностями местного колорита, бытового фона, примет времени, которые, обрисовывая среду жизни персонажей, создают «комплексную» характеристику эпохи. Среда, влияя на человека, определяет его характер. Попов, примечая специфичность этой атмосферы, выявляет как бы степень зависимости от нее человеческой личности. Поэтому его искусство узнаваемо, но присущему только ему местному типажу, отличному от образов искусства современников»
В. Манин, искусствовед
Колхозный рынок. 1960-е. Холст, масло. Частное собрание
Колхозный рынок. 1960-е. Холст, масло. Частное собрание
С работы. 1961 г.
С работы. 1961 г.
Первое мая на Севере. 1973 г.
Первое мая на Севере. 1973 г.

Создавая пейзажи, жанровые сцены, натюрморты, Игорь Попов не просто воспроизводил увиденное. Пусть это звучит несколько пафосно, но он запечатлел эпоху и современников, отразил характерные черты, создал живописную летопись своего времени. И в этой летописи художник говорил не только о достижениях, но и о недостатках советской действительности. В работах мастер выразил своё отношение, поставил вопросы, требующие решения. Он действительно был и тонким лириком, обращающим внимание зрителя на красоту окружающего мира, и мудрым философом, заставляющим задуматься о жизни, её ценности и смысле.

Собутыльники. 1950-е гг. Бумага, темпера, пастель. 74 x 98 см
Собутыльники. 1950-е гг. Бумага, темпера, пастель. 74 x 98 см
Картёжники. 1957 г. Бумага, темпера, пастель. 73 x 98 см
Картёжники. 1957 г. Бумага, темпера, пастель. 73 x 98 см
Деревня в снегу. Солнечный день. 1968 г.  32 x 60 см
Деревня в снегу. Солнечный день. 1968 г. 32 x 60 см
День начинается.
День начинается.

Можно сказать, что картины Игоря Попова — зеркало эпохи. А к теме зеркала художник неоднократно обращался в своём творчестве.

На даче. 1969 г.
На даче. 1969 г.
Зеркало в мастерской. 1978 г.
Зеркало в мастерской. 1978 г.

Игорь Попов — выдающийся мастер городского пейзажа. В его наследии множество тонких, лирических видов Москвы.

Московская стрелка. 1980 г. Холст, масло. 135 x 180 см
Московская стрелка. 1980 г. Холст, масло. 135 x 180 см
Фрунзенская набережная, дом 14. 1972 г. 96 x 104 см
Фрунзенская набережная, дом 14. 1972 г. 96 x 104 см
Вид на Воробьёвы горы, Москва
Вид на Воробьёвы горы, Москва
Осень. Нескучный сад. 1973 г.
Осень. Нескучный сад. 1973 г.
У Киевского вокзала. 1970-1973 гг.
У Киевского вокзала. 1970-1973 гг.

Работы Игоря Александровича Попова находятся в Третьяковской галерее в Москве, в Русском музее в Петербурге, в крупных региональных музеях и частных коллекциях в России и за рубежом.

Приведу ещё несколько репродукций замечательных работ Игоря Попова.

Голубая Бухара. 1968 г.
Голубая Бухара. 1968 г.
Обеденный перерыв
Обеденный перерыв
Тополь цветёт. 1964 г.
Тополь цветёт. 1964 г.
Ваше здоровье, Александр Мартыныч. 1967 г.
Ваше здоровье, Александр Мартыныч. 1967 г.
Весенний шум. 1956-1992 гг.
Весенний шум. 1956-1992 гг.
Галич. Грачи. 1965 г.
Галич. Грачи. 1965 г.
Галич. Рыбаки. 1965 г.
Галич. Рыбаки. 1965 г.
Две лодки. 1961 г.
Две лодки. 1961 г.
С ночного лова. 1966 г.
С ночного лова. 1966 г.
Мороз. 1969 г. Холст, масло. 58 x 87 см
Мороз. 1969 г. Холст, масло. 58 x 87 см

Женя Мельников. 1961 г.
Женя Мельников. 1961 г.
В мастерской. 1968 г.
В мастерской. 1968 г.
Перевернутый город. 1973 г.
Перевернутый город. 1973 г.
Слепой дождик. 1973 г.
Слепой дождик. 1973 г.
После бани. 1989 г.
После бани. 1989 г.
Большая стирка. 1991 г.
Большая стирка. 1991 г.

Встреча с творчеством Игоря Александровича Попова — маленький праздник. Хочется, чтобы праздник продолжался дольше, но увы, рамки статьи ограничены. А любителям живописи я хочу порекомендовать два замечательных канала, которые всегда радуют прекрасными материалами и дают возможность узнать что-то новое и насладиться прекрасным. Очень советую посетить
Живопись. Фотография

Заметки Художника