Найти тему
eurotopics

Досье Uber: нужны ли Европе новые антилоббистские законы?

Оглавление
picture-alliance
picture-alliance

В распоряжение британской газеты The Guardian попали тысячи конфиденциальных документов, свидетельствующих об интенсивных лоббистских практиках, задействованных компанией Uber с 2013 по 2017 год. Анализ электронной переписки и сообщений в чатах, проведённый международной командой журналистов, среди прочего показал, что компания прибегала к таким методам, как целенаправленная обработка политиков и чиновников, курирующих соответствующие сферы, а также сокрытие данных от следственных органов. На этом фоне пресса размышляет о том, насколько европейская демократия защищена от подобных лоббистских атак.

Потавим заслон мафиозному капитализму

Politiken призывает серьёзно отнестись к такому фактору, как власть новых глобальных концернов:

«Такие феномены, как Alibaba и Amazon, дали нам возможность дешевле приобретать книги и прочие товары, но одновременно с ними возникли и гиганты, слишком часто нарушающие трудовое законодательство, положения о защите личных данных потребителей - и предписания в сфере налогового законодательства. Такие феномены, как Facebook и Twitter, расшатали основы нашей демократии. Задача и ответственность политиков заключается в том, чтобы способствовать развитию, в то же самое время учитывая как необходимость обновления, так и общественные интересы. Никаких тайных союзов и неблаговидных альянсов! Вместо этого нам необходимы сильные ведомства и строгий надзор. ... Разоблачительные материалы о бизнесе Uber наглядно демонстрируют нам то, с чем мы подчас имеем дело, а именно - матёрый капитализм во вполне мафиозном духе.»

Будьте любезны, побольше прозрачности!

Лоббизм сам по себе не является проблемой, - отмечает Süddeutsche Zeitung:

«Вполне может иметь смысл практика, при которой представительства интересов, серьёзно задетых тем или иным новым законом в своей области, сообщают о своих соображениях по этому поводу. Спросить совета у эксперта по теме - это же вообще-то неплохая идея, с этим всякий согласится. Проблема в том, что не удаётся выяснить, кто где с кем - и о чём говорил! ... СДПГ и Зелёным хочется, чтобы реестр лоббистов в нашей стране был улучшен и дополнен, а законы оставляли своего рода 'след', по которому было бы чётко видно, какие заинтересованные группы над ним работали. Если бы прозрачность была машиной из автопарка Uber, то в приложении возникло бы следующее сообщение: 'Цель ещё не достигнута'.»

Противозаконный лоббизм при содействии Макрона

В своей статье в TVXS депутат Европарламента от партии СИРИЗА Стелиос Кулоглу резко критикует Макрона, который до президентского поста занимал должность министра экономики:

«Нынешний французский президент работал втихую - и продвигал принятие законов, выгодных частной компании! Практики парламентской банановой республики, когда частная компания готовит законопроекты в парламент, сопровождаются соответствующим поведением. Компания угрожала своим противникам и не утруждала себя соблюдением законности.»

А в чём, собственно, скандал?

Макрон всё сделал правильно, - считает L'Opinion:

«Итак, заявляется, что в свою бытность министром экономики президент делал всё для того, чтобы стимулировать конкуренцию, искоренять привилегии - и привлекать иностранных инвесторов. ... И за это ему никто ничего не платил. Судя по всему, ничто из им сделанного не заслуживает судебного разбирательства, разве что речь идёт о своего рода морализаторском суде, на котором разбирается 'правильность' мыслей и намерений. Именно к такому суду и взывают популисты всех мастей, коих возмутили материалы журналистского расследования, из которых - вот так неожиданность! - следует, что у министра, занимающегося вопросами бизнеса и труда, имеются контакты с компаниями и он - о боже! - ведёт переговоры с иностранными предпринимателями.»

Чёткие правила - теперь и для парламентариев

Postimees требует расширения положений о допустимых формах лоббизма, введённых в 2021 году в отношении чиновников, также и на депутатов:

«Самым влиятельным лоббистом интересов Uber был депутат парламента Калле Паллинг - один из ближайших советников тогдашнего премьер-министра Таави Рыйваса. На примере ситуации с Uber можно детально рассмотреть, как осуществляется лоббистская работа руками депутатов, а ведь это ни в коем случае не единичный случай. ... Дело Uber, а также дело Bolt [эстонская частная компания, создатель мобильного приложения для вызова такси и других сервисов] служат очередными доказательствами того, что законодательное регулирование требуется и в отношении лоббистской деятельности депутатов парламента.»

Подписывайтесь на наш канал в дзене, а также в фейсбуке .

Наш сайт: https://www.eurotopics.net/ru