Найти тему
Гатчинский дворец

Гатчинские дачники

Что делать, если ты - представитель художественной интеллигенции, изнывающий от жары в душном Ленинграде 1924 года? Поехать изучать Гатчинский дворец!

Летом 1924 года в гостевых апартаментах Гатчинского дворца было устроено что-то вроде дач для научных сотрудников, изучавших музей. Сотрудникам крупных музеев, Публичной библиотеки, Ленинградского отделения Главнауки во дворце бесплатно предоставлялись комнаты для проживания, чтобы они могли заниматься исследовательской работой, писать научные статьи, читать лекции.

«Здесь, в Гатчине — чудные дворцовые комнаты. Богатая, солидная мебель… роскошный парк, простая, но обильная и вкусная еда», — эти слова записал в своем дневнике 1924 года известный историк искусства А.Н. Бенуа. Вместе с семьей тем летом он жил в Кухонном каре Гатчинского дворца. Соседями Бенуа были известные искусствоведы, художники, архитекторы: Н.Е. Лансере, З.Е. Серебрякова, А.А. Оль, Д.А. Шмидт, П.И. Нерадовский и многие другие.

З.Е. Серебрякова «Гатчина. Интерьер» Собрание Л.Г. Лойцанского
З.Е. Серебрякова «Гатчина. Интерьер» Собрание Л.Г. Лойцанского

В Гатчине сложился особый круг людей, близких по духу и интересам: искусствоведы и историки, библиотекари и архивисты, художники и композиторы. Члены этого сообщества впоследствии в письмах так и называли себя «гатчинцами». Д.А. Шмидт читал лекции и изучал коллекцию голландской живописи. Представители Русского музея Н.Е. Лансере и П.И. Нерадовский вели работы по исследованию архитектурных памятников Гатчины и собрания живописного портрета. Встретились здесь и авторы, которые в начале века публиковались в журнале «Старые годы»: искусствоведы А.Н. Бенуа, Е.Г. Лисенков, коллекционер С.Н. Казнаков.

З.Е. Серебрякова «Мостик в Гатчине (Карпин пруд)» Государственный Русский музей.
З.Е. Серебрякова «Мостик в Гатчине (Карпин пруд)» Государственный Русский музей.

По вечерам все собирались вместе, гуляли по парку, ходили в синематограф и подолгу разговаривали, художники рисовали. Известно около восьмидесяти работ, написанных акварелью, маслом и пастелью в середине 1920-х годов в Гатчинском дворце и парке. Работы Н.Е. Лансере представляют своего рода дневник художника. Его дочь вспоминала: «Не проходило ни одного дня, когда бы он что-нибудь не зарисовал в своем карманном альбомчике, с которым никогда не расставался».

А.Н. Бенуа наслаждался возможностью в одиночестве работать в комнатах семьи Александра II, где было «абсолютно тихо, ни с улицы ничего не докатывается, ни внутри никаких нет шорохов и тресков».

Длились эти «летние научные дачи» недолго. Вскоре их участники разъехались по разным городам и странам, многие были репрессированы и погибли. Но и спустя время в воспоминаниях «гатчинцев» осталась та особая атмосфера «сплошного художественного праздника», включавшая и «часы, проведенные в насыщенной в прошлом атмосфере безмолвных комнат и чертогов», и «менее возвышенное упоение — земляникой и черникой из гатчинских лесов».

по материалам А.Н. Фарафоновой

#гатчинский дворец #мир искусства #живопись