К лету текущего года против России было введено более 10 тысяч санкций, что втрое больше значений предыдущего мирового рекордсмена — Ирана. Впрочем, много лет экономической блокады не помешали персидскому государству динамично развиваться: фондовый рынок за последние пять лет вырос впятеро, а в рейтинге ООН по уровню жизни страна поднялась на 28 позиций. Чем может быть полезен опыт Ирана для современной России?
Влияние санкций на Иран
До санкций экономику Ирана можно было назвать диверсифицированной. В стране развивались разные отрасли: топливно-энергетический комплекс, сельское хозяйство и сфера услуг. Из-за санкций экономика стала значительно зависеть от экспорта. Основным торговым партнером Ирана стал Китай, и экспорт, в том числе сырьевой, пошел преимущественно в азиатском направлении.
Санкции обрушили экономику. Особенно сложный период начался с 2012 года, когда Европа поддержала американское нефтяное эмбарго:
- инфляция выросла до 40–50% в год;
- многократно обесценилась национальная валюта — риал: если в 1978 году иранец мог купить на среднемесячную зарплату 74 кг мяса, то в 2019-м — только 10 кг;
- с 2012 по 2021 год среднегодовой ВВП падал, а ВВП на душу населения снизился на 24,6%;
- внешняя торговля ушла в серую зону: товары неофициально ввозятся и вывозятся из страны;
- резко сократился экспорт нефти: до санкций он составлял 80% доходов и давал до 60% поступлений в бюджет, с 2012 года экспорт сократился в четыре раза.
Несмотря на санкции, экономика Ирана до сих пор остается рыночной. В 2020 году она показала рост на 3,1%, в 2022-м ожидается подъем еще на 2,4%. С 2005 по 2019 годы страна поднялась на 28 позиций — до 70-й строчки — в рейтинге ООН по уровню человеческого развития (показатель учитывает продолжительность и уровень жизни, грамотность, образование, объем ВВП на душу населения). Граждане в этот период стали жить не только богаче, но и дольше — на семь лет, то есть в среднем до 77.
Фондовый рынок Ирана
Крупнейшая биржа в Иране — Тегеранская (TSE) — после завершения ирано-иракской войны нарастила перечень эмитентов с 56 в 1989 году до 422 в 2006 году. В 2011 году, когда Евросоюз присоединился к санкциям США, ввел эмбарго на иранскую нефть и заморозил активы ЦБ, количество счетов частных инвесторов на бирже начало расти. К 2020 году оно выросло в 11 раз — с 4,5 до 50 млн, то есть инвестировать стало около 70% населения страны.
Индекс tedpix, торгуемый в риалах, с 2010 по 2014 год вырос в четыре раза. Цены в стране за тот же период — в 2,4 раза. Таким образом, в реальном выражении доходность рынка акций в период первых санкций составляла 13–14% ежегодно.
На начало 2022 года фондовый рынок Ирана оказался в пять раз выше уровня, который был в 2016–2018 годах. Акции оказались хорошей защитой от девальвации и инфляции. Хотя и здесь все не так однозначно.
Власти Ирана популяризировали фондовый рынок и мотивировали граждан инвестировать в него. Например, правительство выставляло на торги акции государственных компаний, а бедным слоям населения выдавало акции приватизированных компаний. В 2006 году так называемые «акции справедливости» получили почти 50 млн человек. Так фондовый рынок вырос за счет самих иранских граждан.
Тегеранская фондовая биржа входит в мировой топ-20 по капитализации ($1,2 млрд). Более того, в 2020 году она стала самой быстроразвивающейся в мире. На бирже разместили акции 700 компаний, объем торгов превышает $600 млн в день.
Впрочем, доля нерезидентов в стране за последние 10 лет не превышала 2%, в сделках участвуют в основном местные граждане (70% операций с акциями), компании и фонды.
Импортозамещение
В Иране, несмотря на все ограничения, можно купить иностранные продукты, бытовую химию, одежду, косметику и электронику. Например, смартфоны есть у большинства жителей Ирана. 55 млн пользуются устройствами на Android, а 12 млн иранцев — айфонами: они неофициально ввозятся из других стран, например Турции и ОАЭ.
Из-за слабой валюты импортные товары стали недоступными для многих иранцев, а иранские товары стали более конкурентоспособны. В 2021 году на 78% выросло местное производство бытовой техники. Большая часть сырья для этого сектора производится внутри страны, к тому же в Иране дешевая энергетика и рабочая сила.
Иранский автопром — третья промышленная отрасль в стране по доле в ВВП, после нефти и газа. После введения санкций западные автомобильные компании ушли из страны, но оставили всю инфраструктуру. На их базе Иран производит свои автомобили.
В условиях санкций Иран стал развивать аналоги недоступных цифровых продуктов. В стране появился собственный интернет — National Information Network, а также замена западных сервисов: вместо YouTube — Aparat, вместо Facebook (принадлежит запрещенной в РФ экстремистской Meta) — Cloob, вместо eBay — Esam.
Местным аналогом Google Play — Cafe Bazaar — пользуются 45 млн человек. С платформой работает более 20 тысяч разработчиков по всему миру, с 2011 до 2020 года они заработали в магазине больше $113 млн. В магазине в основном размещены иранские приложения-аналоги.
Отличия ситуации в России и в Иране
Западные страны накладывали санкции на Иран постепенно. Россия же все это время развивалась и находилась в международном рынке. А ограничения против России ввели одномоментно. Чем дольше система развивается автономно, тем сложнее ей будет встроиться в международный рынок, который каждый день уходит вперед.
Размер ВВП РФ в шесть раз превышает ВВП Ирана — $1,5 трлн против $250 млрд. Кроме того, структура российской экономики отлична от иранской. В России больше налоговых поступлений, а также другое географическое положение и климатические условия.
И Россия, и Иран во многом живут за счет продажи углеводородов — нефти и газа. Но у Ирана отношение экспорта к ВВП больше, то есть иранская экономика больше зависит от мировой конъюнктуры, чем российская. При этом мировая экономика все же сильно зависит от российской — это уже видно по спросу на топливо, пшеницу и удобрения.
Иран пытается создавать собственные ИТ-инкубаторы. Но у страны нет доступа к современным технологиям, создать конкурентоспособные ИТ-продукты не получается. К тому же Иран — лидер среди стран третьего мира по оттоку профессиональных кадров. По неофициальным данным, ежегодно из страны уезжает 150–180 тысяч человек — это квалифицированные специалисты и образованная молодежь. Едут в США, где живет более 2 млн иранцев, Швецию, Германию и в другие западные страны.
Развитие фондового рынка — способ, который в период санкций для укрепления экономики может применить и Россия. Рынок непредсказуем, однако можно инвестировать в защитные финансовые инструменты. Если вложения окажутся неудачными, на счет вернется от 50 до 100% стоимости портфеля. «Финам» предлагает такие готовые портфели с защитой капитала, составленные профессионалами. Инвестировать можно от 150 тысяч рублей на срок от трех до девяти месяцев. Прежде чем выбирать портфель, проконсультируйтесь со специалистом «Финама».
Листайте дальше, чтобы выбрать готовый инвестиционный портфель↓
Содействие в финансовых услугах. АО «Инвестиционная компания «ФИНАМ». Лицензия на осуществление брокерской деятельности №177-02739-100000 от 09.11.2000.