Семь чудес света или Семь чудес Древнего Мира - это список самых известных произведений архитектуры, возникший в античную эпоху. Составление списков великих сооружений (поэтов, полководцев и так далее) - характерный жанр для Древней Греции.
Выбор числа семь не был случаен. Такое количество символизировало полноту чего-либо и считалось священным числом бога Аполлона - покровителя искусств.
С течением времени список менялся - его дополняли и сокращали. Классическим вариантом списка считается перечень, возникший во времена Александра Македонского.
Пирамида Хеопса, Египет
Пирамида Хеопса является единственным из 7 чудес света, сохранившейся до нашего времени. Возраст сооружения - 4500 лет. Она расположена на плато Гиза, в 8 километрах от одноимённого города, в 25 километрах от центра Каира.
Пирамиды в Древнем Египте были местом захоронения фараонов, которые после смерти должны были попасть в потусторонний мир и обрести бессмертие. Считалось, что умерший фараон помогал своему народу, обеспечивая дальнейшее существование египетской цивилизации
Висячие сады Семирамиды
Одно из Семи чудес античного мира, которое представляло собой инженерное сооружение в Вавилоне с каскадом многоуровневых садов, где росли многочисленные породы деревьев, кустарников и виноградных лоз, производившее впечатление большой зелёной горы. Единственное из Семи чудес, местонахождение которого окончательно не установлено и, более того, подвергается сомнению сам факт его существования, поскольку не сохранилось никаких вавилонских текстов, в которых упоминаются эти сады, описания садов имеются лишь у поздних древнегреческих и римских авторов, а археологические раскопки в районе предполагаемого местонахождения садов также не дали результатов.
Статуя Зевса в Олимпии
Статуя Зевса Олимпийского – огромная сидящая фигура древнегреческого бога Зевса. Высота статуи составляла 13 метров, а создателем ее являлся греческий скульптор Фидий. Создана она была в 435 году до нашей эры в специальной целле около величественного Храма Зевса в греческом городке Олимпия (в 150 километрах от Афин). Скульптура с основанием из дерева, покрытая элементами из слоновой кости и золотыми пластинами, представляла бога Зевса, сидящего на кедровом троне, украшенном эбеновым деревом, слоновой костью, золотом и ценными камнями.
Статуя Зевса – одно из Семи Чудес античности – была полностью разрушена в пятом веке нашей эры. О существовании и внешнем виде известно только из описаний древнегреческих писателей и изображений на монетах. Уникальность исчезнувшей статуи заключалась в том, что она была единственным Чудом Света, которое находилось на территории континентальной Европы.
Согласно историческим сведениям, статуя Зевса в Олимпии могла быть уничтожена еще в первом веке нашей эры по приказу римского императора Калигулы. Он приказал доставить все известные и выдающиеся по своим характеристикам статуи из Греции, обезглавить их и установить на их плечи изображение его собственной головы. Но в исполнение приказ так и не был приведен, попытки перевезти статую оказались тщетными, согласно легенде, провал перевозчиков сопровождался громким смехом, доносившимся изнутри статуи. Вскоре после этой попытки Калигула был убит. В 391 году нашей эры римский император Флавий Феодосий запретил участие в любых языческих культовых обрядах и приказал закрыть все языческие храмы – греки приняли христианство. Храм Зевса в Олимпии пришел в запустение. Обстоятельства разрушения самой статуи доподлинно неизвестны. Предположительно, статуя была уничтожена в пятом веке нашей эры.
Колосс Родосский
Колосс Родосский — гигантская статуя древнегреческого бога Солнца — Гелиоса, которая стояла в портовом городе Родосе, расположенном на одноимённом острове в Эгейском море, в Греции. Одно из «Семи чудес света». Произведение знаменитой родосской школы скульптуры.
Колосс простоял чуть более 50 лет, пока статую не разрушило Родосское землетрясение, которое произошло в 226 или 227 году до н. э. Египетский царь Птолемей III предложил оплатить восстановление статуи, однако дельфийский оракул запретил это делать, чтобы не разгневать бога Гелиоса. В результате родоссцы в страхе перед божеством подчинились прорицанию, и статуя осталась лежать на земле.
Как пишет Страбон, в его время «статуя лежала на земле, поверженная землетрясением и переломленная у коленей». Но даже тогда Колосс вызывал удивление своими размерами. Плиний Старший упоминает, что лишь немногие могли обхватить обеими руками большой палец руки статуи.
Обломки колосса находились на месте падения более восьми веков, пока, наконец, в 653 году арабы под предводительством полководца Муавии I не захватили Родос. Новые хозяева острова продали обломки древней статуи еврейскому купцу из Эдессы, который, как рассказывается в одной из хроник Феофана Исповедника, расплавил их на месте и вывез, нагрузив бронзовыми слитками 900 верблюдов.
Александрийский маяк
Александрийский маяк попал в число Семи античных чудес света из-за своей высоты, которая в различных источниках колеблется в пределах 120-160 м. И это при том, что большинство сооружений того времени не превышало трех этажей. В течение многих лет Фаросский маяк носил звание самого высокого здания в Античном мире.
Для строительства использовали большие блоки светлого материала. Одни историки предполагают, что это был известняк, другие настаивают на мрамор. Третьи же утверждают, что основными материалами служили известняк и гранит, а вот облицовка была мраморной.
Александрийский маяк служил не только указателем для моряков, но и оборонительным сооружением. Занимая в основании участок размером 130х180 м, он был обнесен крепостной стеной с наблюдательными башнями по углам и бойницами. Внутреннюю часть, ширины которой хватало для проезда двух всадников, вымостили камнем.
Александрийский маяк простоял много лет, видел смену правящих династий и войны, однако во все периоды за строением был надлежащий уход. Во-первых, отдавали дань архитектурному решению, во-вторых, просто поддерживали его в работоспособном состоянии. В периодическом ремонте нуждался как фасад маяка, так и крепостная стена. В критическом состоянии сооружение оказалось после землетрясения в 956 году, когда разрушилась его верхняя часть и упала стоявшая там статуя. С этого момента Фаросский маяк постепенно стал приходить в упадок. Наибольшее разрушение, которое стало результатом очередного землетрясения, пришлось на 1303 год. Точку в существовании поставил Кайт-Бей (султан Египта), который в 1480 году на его месте построил крепость.
Храм Артемиды
Храм Артемиды в Эфесе – одно из знаменитых чудес света, не дошедшее до нас в первозданном виде. Древний город Эфес, построенный на берегу Эгейского моря, теперь принадлежит Турции. На пике расцвета в городе возвели храм в честь богини Артемиды. Красивый и величественный, в то время он был единственным в своем роде. В турецком городке Сельчук, на юге провинции Измер, туристы наблюдают руины храма – остатки славы великого греческого государства. Города Эфес с 200-тысячным населением, обустроенного в XI веке до н.э., где был возведен храм, сейчас нет.
Для строительства храма в Эфесе пригласили прославленных зодчих Херсифрона и его сына Метагена из Кносса. Они создали проект, по которому построили храм, ставший чудом света. Святилище возведено на деньги последнего царя Лидии – Креза, прославившегося неимоверным богатством.
Царь, плененный красотой плана, приказал доставить в Эфес гранитные колонны, украшенные резьбой с изображением богов, две из которых подарил архитекторам – каждому по колонне.
Изящное мраморное сооружение привело в восторг и удивление горожан. Самое крупное святилище древнего мира диной 110 и шириной 55 метров украшали скульптуры и барельефы, созданные прославленными мастерами тех времен. Вдоль стен с внешней стороны крышу подпирали 127 18-метровых мраморных колонн. Для сравнения – это уровень шестиэтажного дома. Портик искусно украшен барельефами, центральную часть храма опоясывал двойной ряд колонн с резными капителями. Снаружи и изнутри храм облицован мраморными плитами. Специально для Артимесона – так греки называли храм Артемиды – художник из Эфеса Апеллес создал художественные полотна.
Мавзолей в Галикарнасе
Мавзолей в Галикарнасе (сегодня — Бодрум, Турция) — одно из Семи античных чудес света, которое просуществовало почти 19 столетий и было разрушено лишь в XV веке нашей эры. Представляет интерес в качестве образца древнегреческой архитектуры и объекта археологических исследований. На месте когда-то величественного мавзолея остался лишь фундамент и скромный музей под открытым небом.
Место для Галикарнасского мавзолея выбирал сам правитель Карии. Это была середина центральной городской улицы, неподалеку от таких знаковых сооружений, как храм Ареса и храм Афродиты. Мавзолей значительно отличался от других построек в греческом стиле. Он был выше и больше их. В плане представлял собой слегка вытянутый прямоугольник со сторонами 66 и 77,5 м, высота составляла 45-46 м.
Информации о том, как выглядел мавзолей внутри, немного. Считается, что в помещении первого яруса Галикарнасского мавзолея был заупокойный храм. Именно там в мраморных саркофагах находились урны с прахом Мавсола и Артемисии. Высота помещения составляла примерно 20 м, а общая площадь гробницы — около 5000 кв. м. Второй ярус мавзолея, предположительно, служил для жертвоприношений и поклонения царю Мавсолу. Там же стояла его величавая статуя, которая сохранилась до наших дней и в качестве экспоната выставлена в Британском музее. Внутренняя отделка помещений, как и облицовка фасада, была выполнена из белого мрамора.