Найти тему

«Турабеевская береста» – промысел, рождённый на щёлковской земле

Турабьево – бывшая деревня на Щёлковской земле, где зародился промысел «Турабеевская береста». Название д. Турабьево предположительно произошло от татарского имени собственного Турабей. Ещё со времён Ивана Калиты в Московское княжество переходили на службу татарские мурзы и царевичи, которым в качестве вознаграждения передавались во владения деревни и даже города.

Первое из ныне известных упоминаний Турабьева датируется 3 июня 1496 г. в «Грамоте ясельничего Феодора Михайлова сына Викентьева к митрополиту Симону», где Фёдор Викентьев обязуется не отчуждать (т.е. не продавать) пожалованное ему сельцо, а владеть им до своей смерти. Раньше «сельцом» на Руси называли поселение, в котором находился дом самого владельца.

В 1584-1586 гг. Турабьево упоминается как владение митрополита, а до этого оно принадлежало служивому человеку дворянину Лаврентию Бабкину. В 1623 г. название сельца встречается в связи с переписью мужского населения. В 1763 г. в сельце Турабьеве, собственности князя Фёдора Иванова сына Несвицкого, насчитывалось 7 домов, 23 мужчин и 25 женщин.

-2

14 октября 1954 г. по решению Щёлковского районного Совета депутатов трудящихся были расширены границы г. Щёлково. В его пределы вошли Щёлково, Заречное, д. Турабьево, северная часть д. Жегалово с листопрокатным заводом. С тех пор с карты района исчезла д. Турабьево, а на карте города появилась новая улица –Заречная.

Савельев Сергей Викторович
Савельев Сергей Викторович

Автор «Турабеевской бересты» – нового художественного направления в декоративно-прикладном искусстве – наш земляк Сергей Викторович Савельев (художник-оформитель по специальности) дал название промыслу, желая таким образом сохранить имя своей малой родины. Характерной чертой «Турабьевской бересты» является сочетание резной деревянной основы с наклеенной на неё тонированной тиснёной и прорезной берестой. При этом используются как строгие симметричные формы резьбы по дереву и бересте, так и свободный асимметричный стиль резьбы.

Шкатулка Жар-птица. 2006
Шкатулка Жар-птица. 2006

Художник, используя оттенки лицевой и изнаночной сторон бересты, создаёт изящный кружевной узор. И проступают на нём то сказочная жар-птица, то дивный цветок, то пушкинское Лукоморье… А на берестяных картинах – русские величественные храмы и маленькие деревенские церквушки, крепости и ладьи, город на холме и стая белых птиц в небе. Простота, искренность, узнаваемость, присущие работам Сергея Савельева, помогают людям увидеть тихую красоту православной Руси, величие её истории, традиций, фольклора.