Найти тему
Живопись

Спутники «Безумной Греты»: художник Питер Брейгель Старший

Питер Брейгель Старший — великий живописец. Его авторитет — непререкаем, а замыслы — гениальны. И если уж он решил изобразить на своей картине абсурдную сцену битвы домохозяек с демонами — значит, так было нужно.

В конце концов, «Безумная Грета» — это признанная классика и бесценный памятник культуры. Еë композиция содержит несчётное число иллюстрированных пословиц, поговорок и поверий, бытовавших в Голландии середины 16 века. А само название полотна — отсылка к образу жуткой склочницы, которой сам чëрт не брат. К стереотипичному представлению земляков маэстро о наглой, жадной, глупой и безоглядно дерзкой особе, с которой не справится не то что муж, но даже обитатели преисподней.

Именно таких дам голландцы за глаза именовали Гретами (или Гритами), независимо от реального имени, данного тем при рождении. «Если в доме есть две Греты, то собака не нужна», говорили они, имея в виду бесконечные шумные скандалы, которые те обожали закатывать по поводу и без. Именно такой изобразил Брейгель свою Безумную Маргариту, чьё воинство обратило в ужас даже стражей адских врат...

Вот что расскажут Вам наши уважаемые коллеги, если Вы, дорогой читатель, спросите их о центральной идее данной работы. Они расскажут Вам о том, что непропорционально крупная фигура Греты, облачённая частично в латный доспех, а частично — в вывернутые наизнанку домашние одежды — это гротеск и гипербола, напоминающая об антверпенской традиции карнавального шествия с гигантскими чучелами фольклорных персонажей. Что вяжущие по рукам и ногам адских тварей героини полотна отсылают нас к образу святой Маргариты, которая (согласно популярной легенде) в стародавние времена одолела и связала самогó нечистого. И так далее, и тому подобное... Словом, Вы узнаете миллион красочных подробностей, но о глобальном замысле картины Вам так и не расскажут.

Питер Брейгель Старший, «Триумф смерти», 1561—1563, дерево, масло, 117 × 162 см,
Прадо, Мадрид, Испания
Питер Брейгель Старший, «Триумф смерти», 1561—1563, дерево, масло, 117 × 162 см, Прадо, Мадрид, Испания

Это немного похоже на заговор. Одни эксперты будут кивать на любовь Брейгеля к иллюстрированию устойчивых идиоматических выражений (и вспомнят произведение «Нидерландские пословицы» 1559 года). Другие скажут, что у этой картины — общефилософский смысл. Мол, Брейгелем руководил мотив пацифизма и желание показать, что в вооружённых конфликтах нет положительных героев. Третьи заявят, что мастер просто любил хорошие шутки, и данное произведение предназначено не для понимания высоких смыслов, а для разглядывания и любования. Большинство же уверенно скажет: «Верны все три утверждения сразу. Брейгель создал слоёный пирог из смыслов и приправил его юмором».

Быть может, так оно и есть. И мы опять всë усложняем. Дуем на воду, ищем несуществующую чёрную кошку, отмеряем восьмой раз. Возможно. Однако, знание парочки любопытных фактов не позволяет нам согласиться с устоявшимися версиями старших коллег.

Питер Брейгель Старший, «Падение мятежных ангелов»,1562, дерево, масло, 117 × 162 см,
Королевские музеи изящных искусств, Брюссель
Питер Брейгель Старший, «Падение мятежных ангелов»,1562, дерево, масло, 117 × 162 см, Королевские музеи изящных искусств, Брюссель

Во-первых, обсуждаемая картина была написана ровно в тот момент, когда Брейгель готовился покинуть Антверпен и перебираться жить в Брюссель. Во-вторых, примерно в то же самое время наш герой создал два другие нашумевшие полотна. Которые поразительно перекликаются с «Безумной Гретой» сюжетно, композиционно и даже габаритно. «Падение мятежных ангелов» и «Триумф смерти» имеют тебя же размеры, посвящены столь же динамичным батальным сценам, а их главенствующие посылы также дебатируемы. Написанные в переломный момент творческой биографии автора, они отчётливо контрастируют настроениями и взаимно дополняются идеями. Представьте их рядом, уважаемый читатель. Оцените, как юмор Греты, торжество Падения и драма Триумфа уравновешивают друг-дружку. Пафос, этос и логос... Ничего Вам не напоминает? Такое впечатление, что кто-то очень состоятельный заказал Питеру Брейгелю Старшему большой, умный и трудный триптих, состоящий из очень разных по духу, но весьма комплиментарных по стилю полотен. Не для публичного показа, нет. Ибо такое сочетание сюжетов нельзя было бы поставить в один ряд ни в храме, ни в приёмной зале дворца. Но в рамках частной коллекции какой-нибудь богатый житель Антверпена, славного купеческим сословием, вполне мог себе позволить такое вот философско-трагикомичное сочетание шедевров. Тут Вам и дань уважения культуре родного города, и мотив борьбы за независимость против испанской короны, и скорбное напоминание о еë тяжелейших последствиях... А главное: находясь бок-о-бок, эти картины составляют подлинную антологию любимых источников вдохновения своего создателя. Метафизику Босха, жанристику и мотивы цикличной предопределённости бытия — вместе и сразу! Чем не достойные спутники «Безумной Греты»?

Как Вам такая наша версия, уважаемый читатель? Может ли статься, что в начале своей истории эти три великих полотна составляли единое концептуальное целое? А быть может у Вас есть собственная версия по этому поводу?

Желаем Вам приятного просмотра гениальной (и немного сумасбродной) живописи неподражаемого маэстро Брейгеля Старшего и ждëм Ваших комментариев об очередной нашей нескромной теории.

🎯 Ваша подписка на канал «Живопись», репосты на свои социальные странички очень важны для авторов. Поддержите канал своим участием! Большое спасибо!

#культура #изобразительное искусство #искусство #живопись #музеи мира