В церковной истории было немало людей, в крещении получивших имя одного из апостолов, память кого сегодня празднуется, а при пострижении в монашество принявших имя другого апостола, почитаемого Церковью первоверховным.
«Апостол Бессарабии»
Павел (1827–1892; Лебедев), архиепископ Казанский и Свияжский
Архиепископ Павел (в миру Петр Васильевич Лебедев), родился 12 декабря 1827 года в Тверской губернии в семье причетника. Закончил Тверскую семинарию и Петербургскую академию. В 1853 году постригся в монашество с именем Павел, вскоре возведен в сан иеродиакона, а затем – иеромонаха. Через пять лет он уже архимандрит.
С 1861 года – ректор Смоленской семинарии и настоятель смоленского Спасо-Авраамиева монастыря. Спустя пять лет возвращается в столицу и назначается ректором Петербургской семинарии.
8 сентября 1868 года хиротонисан во епископа Выборгского, викария Петербургской епархии. С назначением первым викарием титул меняется на «Ладожский»
С 1871 года – епископ (а потом архиепископ) Кишиневский и Хотинский. Он оставил по себе «образ мудрого архипастыря, сильного мыслию, пламенного словом, самоотверженного энергией и милостивого сердцем». Был беспристрастным, доступным, в делах церковных непоколебимым, строгим и справедливым администратором, не допускавшим протекции, пристрастия и лести, иногда вспыльчивым, но милосердным.
Талантливый проповедник силой своего сердечного, простого, безыскусственного слова, исполненного истины, производил глубокое, неотразимое впечатление на слушающих. Вот еще характеристики современников: бескорыстный, нестяжательный, щедрый к неимущим и бедным; требовательный в делах, строгий к нарушителям своих обязанностей, однако никогда не оставлявший наказываемых на произвол судьбы, помогавший им стать на ноги, и поддерживавший невинную семью.
Кишиневская епархия всецело обязана архиепископу Павлу своим духовным ростом и крепостью. Именно поэтому его называют «апостолом Бессарабии».
С 1882 года владыка Павел – архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии и член Святейшего Синода. С 29 сентября 1887 года – архиепископ Казанский и Свияжский. Где бы он ни находился, иерарх ревностно трудился на поприще духовно-просветительной деятельности. При пятнадцати монастырях им были учреждены школы для малолетних сирот духовенства.
Скончался 23 апреля 1892 года с молитвой Богоматери на устах.
Архипастырь Дальнего Востока
Павел (Попов; 1813 – 1877), епископ Камчатский и Благовещенский.
В возрасте 21 года был рукоположен во священника при Нерчинском заводе.
С 1837 года – настоятель Красноярской кладбищенской церкви; в это время был постоянным духовником почитаемого праведного старца Феодора Кузьмича.
Овдовев в 1860 году, принял монашество, вскоре был хиротонисан во епископа Якутского, викария Иркутской епархии. За время своего архипастырского служения носил титулы епископа Новоархангельского, Енисейского, а в 1873 года был назначен епископом Камчатским, Курильским и Благовещенским.
12 июля 1875 года в православном храме в Хакодатэ (Япония) впервые рукоположил японцев в священный сан.
Святитель Николай Японский писал о нем: «Епископ Павел много потрудился на миссионерском поприще, он часто объезжал все епархии, на которых служил, и даже посещал Японию, куда впервые назначил православных священников и диаконов (в его ведении была Японская миссия).
Преосвященный Павел был простой, смиренный, всем доступный, всякого готовый принять, все выслушать, но при этом точный, исполнительный, благочестивый, молитвенный и вполне самоотверженный... живущий только для других...».
Скончался владыка Павел 25 мая 1877 года в Благовещенске на Амуре.
Иерарх и ученый
Павел (Пономарев; 1749 - 1806), архиепископ Ярославский и Ростовский
В 1760 году поступил в Троицкую лаврскую семинарию, фамилию Пономарев он получил при поступлении в духовную школу. Впоследствии был отправлен в Москву для изучения языков в университете и для слушания лекций по богословию в Славяно-Греко-Латинской академии. С разрешения митрополита Платона (Левшина), благоволившего к нему, слушал в Московском университете философию и элоквенцию. Он учился настолько хорошо, что немецкий информатор университета Сергей Иванов дал такой отзыв о нем: «Немецкого грамматического класса ученик Петр Пономарев обучался в бытность свою с такой прилежностью и старанием, что всякий из его сверстников тому завидовал ежечасно, почему и успехи оказал достойные всякой похвалы. Что же касается до его поступков, то оказал такие, которые благородному и честному человеку всегда приличными и достойными быть казались».
По окончании курса в академии и университете поставлен учителем французского и немецкого языков в Троицкой лаврской семинарии.
В июне 1775 году по совету митрополита Платона принял монашество и уже через два месяца был назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. При этом он не оставил преподавание в духовной школе, а еще занимался переводами с французского языка.
В течение десятилетия был последовательно архимандритом Заиконоспасского, Симонова, Воскресенского Ново-Иерусалимского, Новоспасского монастырей. Причиной частой смены мест послушания считается его пылкий, непреклонный и бескомпромиссный характер.
Павел известен как переводчик, проповедник и церковный историк. Он также был ректором Славяно-Греко-Латинской академии, исполнял обязанности цензора, а в 1784 году избран в члены Российской академии, работал над «Словарем Академии Российской»: стремился определить правила ударения в русском языке, предпринял попытку составить таблицы, которые могли бы наглядно пояснить прямую зависимость ударения от числа слогов в слове.
12 февраля 1794 года был хиротонисан во епископа Нижегородского и Алатырского. Бескомпромиссность характера, большая строгость и жесткость проявились и в ходе его трудов по упорядочению епархиальной и приходской жизни, поведения духовенства, работы семинарии, это не заслужило ему добрую память. Преосвященный Макарий (Миролюбов) писал об этом: «Усматривая беспорядки, Павел с твердой волей и строгостью начал искоренять их».
В 1798 году был переведен на Тверскую кафедру, а год спустя возведен в сан архиепископа. С 26 декабря 1799 года – архиепископ Ярославский и Ростовский.
До 1803 года являлся членом Святейшего Синода, а затем освобожден от должности и должен был вернуться в Ярославль. Скончался 19 марта 1806 года на 56м году от рождения.
Обличитель обновленческого раскола
Петр (Соколов; 1863-1937), архиепископ Петровский, викарий Саратовской епархии.
В 1886 году рукоположен в сан иерея, был священником-миссионером в Саратовской епархии. В 1913 году получил назначение на службу в Саратовский женский монастырь, клириком монастырского храма оставался до 1923 года. В 1922 году отец Павел вел активную борьбу против обновленчества, обличал с амвона его сторонников, а своих товарищей-священников убеждал не иметь общения с обновленцами. На созванном по инициативе обновленцев общем собрании саратовского духовенства выступил с большой речью. Взяв слово после главарей обновленчества, он с полной убедительностью доказал явно незаконный, самочинный характер обновленческого ВЦУ.
Когда в Саратове возник вопрос о хиротонии нового епископа, отец Павел как вдовец был предложен в числе кандидатов на епископство. При пострижении в монашество получил имя Петр и 18 марта 1923 года тайно, в скиту, хиротонисан во епископа Сердобского, викария Саратовской епархии. Хиротонию совершали находившиеся на покое каждый у себя на родине и специально для этого приехавшие бывшие викарии Саратовской епархии епископы Иов (Рогожин) и Варлаам (Пикалов).
О новом епископе было объявлено не сразу. Впервые он совершил архиерейскую службу на Троицу 14 мая. В течение пары дней все саратовские священники и диаконы, за исключением нескольких ярых обновленцев, явились к епископу Петру с просьбой принять их в общение, что и было сделано после их публичного покаяния в храмах. Скоро у обновленцев осталось в городе только три храма. В это время к епископу Петру ехало уже духовенство из уездов, а затем начали приезжать и делегации из других епархий – Астраханской, которой он управлял с 1923 по 1925 год – и отдельных приходов Уральской, Пензенской и Самарской епархий. Он всех принимал под свое руководство.
Несколько времени спустя, когда епископ Петр смог увидеться с Патриархом Тихоном, Святейший сделал ему устный выговор за хиротонию без разрешения высшей церковной власти, но хиротонию утвердил и отнесся к нему благожелательно.
С 1923 года – епископ Вольский, викарий Саратовской епархии; при этом он поочередно назначался временно управляющим Астраханской, Куйбышевской, Уральской и Пензенской епархиями.
В том же году Саратовское ОГПУ предъявило владыке обвинение в возбуждении верующих против советской власти. Архипастырь был осужден на три года заключения в Соловецких лагерях. По окончании срока заключения около года жил в Кирсанове Саратовской губернии, после чего получил разрешение вернуться в город Саратов.
В 1928-1930 годах – епископ Камышинский, викарий Саратовской епархии.
В 1930 году получил назначение на Могилевскую кафедру, чуть позже был поставлен епископом Сталинградским. С 1933 года – архиепископ. На этом месте служения владыка продолжал бескомпромиссную борьбу с обновленческим расколом, проводил «просергиевскую» позицию. По распоряжению архиерея богослужения проводились круглосуточно, чтобы все верующие имели возможность их посещать. Кроме того, владыка выдал священнослужителям антиминсы, и они проводили богослужения в частных квартирах.
В течение полугода у православных в Сталинграде не было ни одного храма – все их закрыли власти; по обращению верующих в июле 1933 года Сталинградский горсовет получил из Москвы разрешение предоставить «сергиевцам» Алексеевскую кладбищенскую церковь.
23 апреля 1935 года владыка и священнослужители Алексеевской церкви были арестованы. Архиерей был обвинен в систематических пропагандистских проповедях антисоветского характера. Во время следствия он признал лишь то, что критиковал в своих проповедях учение Дарвина и статьи газеты «Известия» за неверную информацию о положении Русской Православной Церкви за границей. Особым совещанием при НКВД СССР был осужден за антисоветскую деятельность, но в установленное наказание был включен срок предварительного заключения, поэтому архипастырь выпущен на свободу.
Вскоре его назначили на Воронежскую кафедру, а в октябре 1936 года – на Петровскую. Архиепископ Петр не прекращал своей проповеднической деятельности, он служил в оставшихся открытыми храмах, ездил по епархии.
Местные органы НКВД начали интересоваться новым епископом. В ночь с 27 на 28 октября 1936 года на квартире архиепископа был произведен обыск, после чего владыку Петра арестовали. Главу епархии обвинили в том, что он в декабре 1935 года в церкви вел монархическую пропаганду и оскорбительно отзывался о Советской власти, в марте 1936 года в проповеди призывал верующих к объединению вокруг Церкви, в апреле 1936 года произнес контрреволюционную проповедь, в июле 1936 года в разговоре враждебно толковал новую Конституцию. Предъявленного обвинения иерарх не признал.
Дело архиепископа Петра и священника И.С. Отченашкова, которого обвинили в «пособничестве», рассматривалось 12 февраля 1937 года. Обвиняемые были признаны виновными и приговорены к пяти годам лагерей и трем годам поражения в правах.
По сведениям зарубежных изданий, архиепископ Петр (Соколов) умер 16 мая 1937 года в возрасте 74 лет. Место смерти – воронежская тюрьма или лагерь – не установлено. Дальнейшая судьба И.С. Отченашкова неизвестна.
31 июля 1989 года он был реабилитирован.
Единоверческий миссионер
Архимандрит Павел Прусский (Леднев; 1821-1895).
На средства попечителей Преображенского старообрядческого кладбища в Москве Павел был отправлен в 1848 года в Пруссию (отсюда и его прозвание «Прусский») и там устроил близ Гумбиннена старообрядческий Войновский монастырь в Экертсдорфе (ныне деревня Войново в Польше). Пользовался громкой известностью по всей России в качестве вождя старообрядчества.
Около 1856 года изменил федосеевским воззрениям на брак и стал допускать новоженов на исповедь и общее моление, поэтому был вызван в 1858 году на Преображенское кладбище для объяснений, закончившихся разрывом.
Спустя двенадцать лет он стал членом Православной Церкви присоединился к единоверию. С этого времени все свои немалые знания и большую энергию он посвятил проповеди единоверия. Поселился в Москве в Никольском единоверческом монастыре и вскоре был сделан его настоятелем.
Даровитый самоучка и знаток древнерусской и святоотеческой литературы, он писал легко, просто и доказательно, опровергая все пункты учения раскола. Большая часть его сочинений вышла несколькими изданиями, в том числе при поддержке Святейшего Синода. Особенно ценятся его подробные опровержения «Поморских ответов» Андрея Денисова и «Вопросов Никодима», «Беседа с поповцем о 69 правиле Карфагенского собора», «Беседа с поморцем о Пирре».
Без преувеличения можно сказать, что он стал одним из самым известных миссионеров Русской Церкви. Его усилиями был основан единственный единоверческий приход за границей, в Пруссии – его основу составили бывшие поморы, руководителем которых он был во время пребывания в старообрядчестве, а впоследствии призвал вернуться из раскола. Некоторая часть поморов последовала его призыву.
27 апреля 1895 году архимандрит Петр умер и был похоронен в Никольском единоверческом монастыре.
Просветитель в Поднебесной
Архимандрит Петр (Каменский; 1765-1845) начальник 10-й российско-императорской миссии в Пекине.
Во время пятнадцатилетнего пребывания в Пекине он изучил язык, нравы и обычаи народов Китая; пекинский верховный совет и трибунал иностранных дел поручали ему перевод с латинского на манчьжурский и китайский языки бумаг, присылаемых из Европы. С 1808 по 1818 год Петр Каменский состоял переводчиком китайского и маньчжурского языков в коллегии иностранных дел.
В 1819 году он был пострижен в монахи с именем Павел. По возведении в сан архимандрита отца Павла направили в Пекин в качестве начальника 10-й духовной миссии. При нем были возобновлены православные храмы, открыто училище для албазинских детей. В течение десяти лет, проведенных в Пекине, архимандрит Петр (Каменский) подвел китайский, маньчжурский и русский переводы к лексикону Саньхэ-бань-бань, подобранному по мунгальскому алфавиту, списал китайский синонимический лексикон латинского алфавита, перевел с китайского на русский книгу Ши-и («Непреложная истина»), составил два лексикона: один по русскому, другой по мунгальскому алфавиту, положил основание библиотеки при Пекинской миссии, доставил много книг для библиотеки азиатского департамента Министерства иностранных дел.
Скончался в 1845 году.
Псково-Печерский игумен
Игумен Павел (Горшков; 1867–1950), наместник Псково-Печерского монастыря, организатор Первой российской Сергиевой школы трезвости.
Там же отец Павел начал свое иноческое послушание, на которое его благословил св. Иоанн Кронштадтский, – молитвой, проповедью, ежедневными трудами утверждение в народе трезвого образа жизни. Он стал организатором Первой российской Сергиевой школы трезвости", которая размещалась в двух им построенных зданиях. В 1910-х годах отец Павел служит при военном госпитале, помогая раненым и больным тифом не только молитвами и пастырским словом, но и служением в качестве санитара.
В послереволюционные годы оказался в Прибалтике. В Эстонии заботился о духовном состоянии эмиграции, создавал общества трезвости, был духовником в Пюхтицком женском монастыре.
С началом войны, осенью 1941 года, братия Псково-Печерского монастыря избрала отца Павла наместником. Решение было подтверждено указам митрополита Литовского и Виленского Сергия (Воскресенского), экзарха Московского Патриархата в Прибалтике.
Монастырь находился на оккупированной немцами территории, но наместник сумел найти ту тонкую и умную линию в отношениях с оккупационными властями, которая позволила сохранить братию, обитель и все ценности. Игумен часто жаловался духовнику старцу схииеромонаху Симеону на тяжесть своего положения, но тот не благословил игумена отойти от дел, сказав: «И не помышляй. В монастыре нет сейчас никого, кто мог бы заменить тебя. Терпи!»
Отцу Павлу удалось организовать помощь продуктами пленным красноармейцам лагерного пункта в Пскове, больным, инвалидам и престарелым в богадельне в Завеличье. Сохранились свидетельства о том, что под предлогом, что ему нужны рабочие в монастырь, игумен освободил из немецкого лагеря более десятка военнопленных. Известно также, что помощница наместника православная мирянка Эльза Грюнверк как-то привела к нему трех красноармейцев, бежавших из лагерного пункта № 134, и он некоторое время прятал их. Есть свидетельства, что в монастырских пещерах в войну укрывались советские разведчики. Этот факт был также подтвержден бывшим разведчиком Новиковым во время посещения обители в 1984 году.
После освобождения Псковщины отец Павел был включен в комиссию по расследованию преступлений оккупантов. Но вскоре последовал неожиданный арест. Старца обвинили в «шпионаже» и сотрудничестве с оккупантами. Настоятель был приговорен к пятнадцати годам заключения по статье 58, пункт 1а – за антисоветскую деятельность.
Скончался 6 июля 1950 года в Баинском отделении Сиблага близ Тайшета), похоронен в безымянной общей могиле.
В 1997 году в обитель пришла долгожданная весть о реабилитации старца.
Новомученики
Павел Иванович Мамонтов родился 7 июня 1880 года в селе Дединово Зарайского уезда Рязанской губернии в крестьянской семье.
«Моя трудовая жизнь началась с тринадцатилетнего возраста, – рассказывал он впоследствии о своей жизни на допросах в НКВД. – В 1893 году я поступил работать мальчиком в магазин в городе Москве и там проработал до 1894 года… В этом же году я ушел в Гуслицкий монастырь, где пробыл один год; так как мне предстоял призыв, я ушел из монастыря работать на завод в Дулево Московской области, где и работал до призыва в качестве муфленщика. В 1902 году был призван на действительную военную службу, но прослужил только один месяц как ополченец. После этого, проработав на заводе с полгода, ушел обратно в монастырь, в котором с 1902 года по 1930 год оставался на службе, в течение этого времени из монастыря никуда не уходил. В 1930 году наш монастырь распался, я поступил на службу в Павлово-Посадский район, в церковь Никиты мученика, в качестве диакона и в этом сане прослужил до 1933 года. Но, когда священник Троицкий из этой церкви ушел, я заступил в сан священника... и служил по день моего ареста».
Во время служения на приходе власти от отца Петра требовали уплаты то одного, то другого налога, обрекая его на крайнюю нищету и вынуждая оставить священнослужение. Но он, испытывая всевозможные стеснения, только укреплялся в своем уповании на Бога и к этому же звал свою паству.
27 сентября 1937 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, отец Петр обратился к прихожанам Никитской церкви с просьбой пожертвовать, кто сколько может, на содержание священноначалия. Прихожане откликнулись на призыв пастыря, и был произведен денежный сбор, что впоследствии при аресте было вменено отцу Петру в вину. В начале ноября 1937 года были допрошены лжесвидетели, и на основе их «показаний» отец Петр был обвинен в том, что «систематически ведет антисоветскую агитацию, направленную на подрыв мероприятий, проводимых партией и правительством».
18 ноября отец Петр был арестован и заключен в тюрьму города Ногинска; в тот же день был арестован игумен Иоасаф (Крымзин). А 25 ноября тройка НКВД по Московской области приговорила отца Петра к расстрелу за «контрреволюционную агитацию».
2 декабря 1937 года игумен Иоасаф (Крымзин) и иеромонах Петр были расстреляны и погребены в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года отец Петр был причислен к лику святых новомучеников Российских.
Преподобномученик Петр (Козлов; 1879–1938), иеромонах Ниловой пустыни
Преподобномученик Петр (в миру Павел Федорович Козлов) родился 24 июня 1879 года в деревне Зуево Зубцовского уезда Тверской губернии. Павел с детства мечтал стать монахом; по достижении двадцатилетнего возраста он оставил родителей, крестьянское хозяйство и поступил послушником в Нилову пустынь. Через некоторое время он принял постриг с именем Петр.
В России произошла революция, началось время гонений, но монах Петр, выбрав крест церковного служения, пожелал стать священником и был рукоположен в сан иеромонаха.
В середине двадцатых годов власти закрыли Нилову пустынь, и иеромонах Петр стал служить в приходском храме. В 1930 году, воспользовавшись тем, что он не смог вовремя уплатить налоги, власти приговорили его к пяти годам ссылки, которую он отбывал в городе Енисейске. Наученный в монастыре всякому делу, о. Петр зарабатывал на жизнь починкой сапог, пилкой и колкой дров. Чувствуя, что слабеет здоровьем, он подал властям заявление о сокращении срока ссылки по состоянию здоровья и по прошествии четырех лет получил разрешение вернуться на родину.
В 1935 году владыка Фаддей направил его служить в храм села Борки Зубцовского района, где о. Петр прослужил до 19 февраля 1938 года, когда был арестован и заключен в тюрьму города Зубцова. Через неделю Тройка НКВД приговорила иеромонаха Петра к расстрелу. Он был расстрелян 28 февраля 1938 года.
Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Наши современники
Среди наших современников также есть люди, кто, будучи в миру соименным одному из первоверховных апостолов, в монашестве получил имя, которое носил другой празднуемый сегодня святой. Например, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел, постоянный член Священного Синода Украинской Православной Церкви, председатель Комиссии по делам монастырей УПЦ, наместник Успенской Киево-Печерской Лавры, в миру носил имя Петр Лебедь, а мирское имя епископа Кливлендского Петра, управляющего Чикагской и Средне-Американской епархией Русской Зарубежной Церкви, – Павел Лукьянов.
Подборку подготовила
Наталия БУБЕНЦОВА