Что лучше: кроссоверы или седаны – вопрос, на который нет четкого ответа, так как весомыми преимуществами обладают оба типа кузова, и каждый водитель делает выбор исходя из собственных предпочтений. Однако если проследить за мировыми тенденциями, то всё больше автовладельцев пересаживаются с седанов на кроссоверы. Давайте попробуем разобраться, почему они это делают.
На стороне седанов традиционно такие преимущества, как управляемость, динамика и относительно низкий расход топлива. Но и недостатки тоже есть. Например, небольшой клиренс позволяет передвигаться главным образом только по дорогам, съезжать на седане даже на грунтовку – не всегда хорошая идея. Но и движение в городе тоже может быть затруднено, например, в зимнее время после снегопада. Да и припарковаться вплотную к бордюру не так-то просто, бампер обычно «висит» ниже большинства бордюров. Возвращаясь к изолированному багажнику – его конструкция обеспечивает как преимущества, включая, например более быстрый прогрев/охлаждение салона и отсутствие посторонних запахов в нем, так и имеет все же некоторые недостатки: объем багажника значительно меньше, много вещей не загрузишь, а габаритные, особенно высокие предметы, вовсе не поместятся. К не самым сильным сторонам автомобилей в кузове седан некоторые водители также отнесли бы тот факт, что большинство седанов моноприводные.
Также «пересесть» на кроссовер часто мешают три стереотипа: полноприводный автомобиль сложнее, значит менее надежен, содержание полноприводного автомобиля намного дороже и полноприводный автомобиль больше расходует топлива. Давайте разберемся в этих стереотипах.
Первое – полноприводный автомобиль сложнее, значит менее надежен. Технически от моноприводного седана Outlander отличается угловым редуктором в КПП и приводом на заднюю ось на основе многодисковой электромагнитной муфты, которая отвечает за передачу момента на задние колеса. Эта муфта необслуживаемая и крайне надежная, более того, в ней есть встроенная защита от перегрева, которая не дает ей сломаться в сложных условиях.
Второе – полноприводный автомобиль дороже в содержании. Вся разница в содержании сводится к замене масла в элементах полного привода, дифференциалах и «раздатке». Раз в пять лет в угловом редукторе меняется чуть меньше, чем пол-литра масла, и раз в 6 лет (или 90 тыс. км. пробега) меняется чуть меньше, чем пол-литра масла в корпусе заднего дифференциала. Вот и вся разница в содержании – цена одного литра трансмиссионного масла.
И третье – полноприводный автомобиль прожорливее, т.е. потребляет больше топлива. Если говорить о системе полного привода на кроссоверах, то электромагнитная муфта задействуется автоматически и только тогда, когда в полном приводе есть необходимость. То есть львиную долю времени основной привод у кроссоверов передний, на практике разницы в расходе топлива между переднеприводной и полноприводной версиями практически нет. Если и есть, то в пределах погрешности измерений. Не так давно мы выясняли реальный расход топлива в Mitsubishi Outlander с мотором 2.4, статья размещена здесь.
Если мы возьмем все преимущества седанов, отбросим их вышеперечисленные минусы и добавим большой дорожный просвет, высокую посадку и полный привод, то получим кроссовер – универсальный автомобиль, наделенный маневренностью и динамичностью седана, но способный заехать дальше и перевезти больше. По этому рецепту в конце 90-х и появился самый популярный класс автомобилей – кроссоверы.
Проходимость – одно из главных преимуществ кроссовера, обеспечиваемое полным приводом, высоким дорожным просветом и геометрией колес. Кстати, кроссовер Mitsubishi Outlander, например, обладает прекрасной геометрической проходимостью: клиренс составляет 215 мм, углы въезда, съезда и рампы – 21°. Если вы хотя бы иногда съезжаете с городских дорог, кроссовер станет более универсальным и надежным автомобилем, нежели седан. Да и в городе кроссовер может предложить преимущество – высоко расположенные бамперы облегчают парковку, бордюр должен быть очень высоким, чтобы достать до бампера.
Более высокая посадка водителя обеспечивает и улучшенную по сравнению с седанами обзорность, что в свою очередь гарантирует повышенную безопасность и комфорт, особенно это заметно в плотном городском потоке, дорожную ситуацию видно на несколько шагов вперед.
Еще одно ценное преимущество кроссовера – это вместительность. Здесь речь идет и о вместительности багажа, и о вместимости пассажиров. Конструкция багажного отделения кроссовера обеспечивает его повышенный объем, который еще больше увеличивается при сложенных сиденьях второго ряда – этим седаны, увы, похвастаться не могут. Кроме багажа, в кроссовер можно вместить еще и больше пассажиров: многие SUV предлагаются в семиместной версии – идеально для большой семьи или поездки с друзьями. В модельном ряду Mitsubishi это кроссовер Outlander.
Наверняка, некоторые не согласятся с тем, что кроссоверы выигрывают у седанов в практичности и универсальности, и тоже будут правы! Ведь, как мы говорили в начале, все упирается в конкретные потребности отдельных водителей. Однако, статистика продаж автомобилей и в России говорит о том, что кроссоверы в нашей стране все же выбирают чаще, чем седаны.