Найти в Дзене
Turizm

Superjumbo жив. Почему авиакомпании возвращают A380 в небо?

Нелюбимый авиакомпаниями, но обожаемый фанатами, superjumbo A380, казалось, был на финишной прямой к кладбищу самолетов во время пандемии, но резкий рост спроса на авиаперевозки изменил его судьбу.

-2

Самый большой в мире пассажирский самолет был практически выброшен на свалку два года назад, когда авиакомпании всего мира в основном только и успевали, что бороться с распространением коронавируса. Парк A380 был выведен из эксплуатации — так поступила, например, Air France в мае 2020 года, многие самолеты отправились на долгосрочное хранение, а некоторые перевозчики воспользовались моментом и навсегда избавились от своих 380-х.

Но сейчас, когда число пассажиров растет, а авиасообщение возвращается к допандемийному уровню, самолет переживает второе рождение. По оценкам специалистов, более половины мирового парка гигантов уже вернулось в эксплуатацию.

-3

Концерн Airbus произвел и поставил 251 самолет A380.

238 остаются «живыми» и сегодня, остальные были сняты с эксплуатации или списаны. Самолет, который больше не выпускается, пользуется популярностью у пассажиров и экипажей, но не у авиакомпаний — за всю историю его эксплуатировали только 14 перевозчиков.

-4
Девять из них летают на A380 и сегодня: Emirates, Qatar, British Airways, All Nippon Airways, Singapore Airlines, Qantas, Asiana, Korean Airlines и China Southern Airlines.

Многие, кстати, планируют вернуть в эксплуатацию больше своих А380.

-5

Например, Singapore Airlines в настоящее время летает на 10 самолетах A380 из имеющихся 12, но оставшиеся два уже проходят модернизацию и вскоре вернутся в парк.

-6

Korean Airlines намерена вернуть третий A380 (всего 10). Он присоединится к двум уже находящимся в эксплуатации.

-7

Qantas, которая эксплуатирует три из своих 12 superjumbo на маршруте Сидней-Сингапур-Лондон, планирует вернуть в эксплуатацию в общей сложности шесть самолетов до конца года, а к 2024 году планирует восстановить еще четыре. Оставшиеся два, увы, придется утилизировать.

Emirates, крупнейший оператор A380 со 123 самолетами, наращивает темпы роста. Сегодня на маршрутах работает более половины из них. К концу года будет около 90.

-8

Самый последний из A380, выпущенный в конце 2021 года, достался Emirates. Он входит в число немногих, оснащенных премиум эконом-классом — нечто среднее между обычным экономом и бизнес-классом.

Он оказался настолько популярным, что авиакомпания планирует оснастить им еще 67 своих самолетов A380 в течение 18 месяцев.

-9

В этой конфигурации с четырьмя классами, включая первый, бизнес, премиум-эконом и эконом-класс, самолет может вместить 484 пассажира. В самой плотной двухклассной конфигурации, включающей только бизнес- и эконом-классы, самолеты Emirates A380 вмещают 615 пассажиров.

Есть несколько причин, по которым авиакомпании возвращаются к superjumbo.

Во-первых, существует нехватка широкофюзеляжных самолетов, так как практически ушел с рынка совсем старый Boeing 747.

Во-вторых, возникли некоторые производственные проблемы с новым A350 (известный спор между Qatar Airways и Airbus по поводу краски, отслаивающейся и разъедающей композитные материалы обшивки на A350).

-10

Ну и, пожалуй, самое важное: авиакомпаниям выгоднее вернуть самолеты в эксплуатацию, чем попытаться продать, поскольку стоимость A380 сильно снизилась. Реальная цена 10-летнего A380 упала на 60 процентов по сравнению с периодом до пандемии. Сегодня за него можно выручить 30 миллионов долларов по сравнению с примерно 76 миллионами долларов ранее. А поставить на прикол и ждать неразумно, потому что поддержание летной годности самолетов стоит «не три копейки».

-11

Лишь две авиакомпании, Thai и Malaysia, фактически выставили на продажу все свои A380, только вот покупателей пока не нашли.

Единственный противник гигантского аэробуса — Etihad. Базирующаяся в Абу-Даби авиакомпания имеет в своем парке 10 самолетов, но не эксплуатирует ни одного, и в настоящее время у нее нет твердых планов делать это.

-12

Большинство же владельцев, по всей видимости, будут продолжать эксплуатировать самолеты до конца их срока службы. Вопрос только в том, дотянет ли этот срок до заявленных производителем 25 лет.

Ведь если сравнить A380 с самолетами нового поколения, то он действительно не отличается топливной экономичностью, что важно при растущей цене на авиакеросин. Так что скорее всего средний «пенсионный» возраст снизится.

Ну а поскольку подавляющее большинство самолетов A380 находится у Emirates, судьба лайнера в значительной степени находится в ее руках. Особенно с учетом важности для бизнес-модели «Эмирейтс».

_________________________________________

Не забудьте поставить лайк и подписаться на канал Turizm в Яндекс Дзен, чтобы не пропустить новые публикации