Пятилетняя Машенька была невероятно красивой девочкой. Когда она шла по улице за ручку с мамой или с папой или с обоими родителями сразу, чуть ли не каждый встречный прохожий думал про себя: "Какой чудесны ребенок! Просто ангелочек!"
Машенька действительно была очаровательна со своими светлыми кудряшками и широко распахнутыми огромными голубыми глазами. Родители наряжали ее в нарядные платьица, делали замысловатые прически со множеством бантиков и заколочек и даже подарили сумочку - как у взрослой леди.
Машенька очень часто слышала, что она "красавица", "куколка" и "принцесса", но от этого ничуть не загордилась. Напротив, она была крайне стеснительным ребенком. Если с ней пытался заговорить незнакомый взрослый, она тут же краснела, опускала голову и норовила поскорее спрятаться за маму, со знакомыми взрослыми она вежливо здоровалась, но разговаривала крайне неохотно. Да что там говорить! Даже бабушки-дедушки, которых она видела нечасто первые полчаса своего визита тратили на то, чтобы Машенька перестала их стесняться.
И еще одна особенность была у Машеньки. Она почему-то с детства не ела огурцов. Не любила и не принимала ни в каком виде. "Доченька, ну попробуй! - уговаривала мама, - смотри, какой чудесный огурчик! Попробуй! Он так вкусно пахнет! Ам!" - "Нет! - крутила головой Машенька. - Противный! И в пупырках!"
Что только не придумывали родители - и на терке терли, и мелко резали, и солили крупной солью, и покупали такие огурцы, на которых пупырышек не было вовсе - Машенька никак не хотела сменить гнев на милость. "Отстаньте вы от ребенка! - не выдержала как-то бабушка, мамина мама. - ну не хочет, пусть не ест! Тоже мне, проблемы создали! Еды, что ли, мало? Другие-то овощи она нормально ест!" - "И то правда, - согласились родители и больше к дочке не приставали.
... Как раз в тот год год, когда Машеньке исполнилось пять лет, ее бабушка - та самая, мамина мама, вышла на пенсию и наконец-то осуществила свою давнюю мечту: купила дачу. Нет, купили-то они, понятно, вдвоем с мужем, но сразу стало очевидно, кто здесь хозяйка. Бабушка с огромным энтузиазмом моментально включилась в садово-огородные дела, благо, участок был не новый: и деревья, и кустарники, и грядки, и теплица там уже были. Только сажай! И бабушка всю весну, не покладая рук, трудилась, удивляя всех своей работоспособностью.
"Забираю Машеньку на две недели! - объявила она в начале лета. - Вы потом на море поедете, а пока время до отпуска есть, нечего ей в городе мыкаться. Да и детский сад ей надоел. Пусть на свежем воздухе побудет!" Родители с радостью согласились, Машенька пришла в полный восторг и в ближайшие выходные была отправлена в загородную резиденцию.
Как здесь было красиво и интересно! Нет, она, конечно, видела цветы на клумбах в городе, но здесь они были какие-то другие. Какие-то более живые, что ли. А еще - свои. Не как на клумбах - общие.
Машенька с интересом разглядывала каждый цветочек, каждый листик и совсем замучила бабушку вопросами: "А это что за цветочек? А его можно понюхать? А потрогать? А он не ядовитый?" В конце концов бабушка сказала, что на участке ядовитых растений нет, поэтому "трогать и нюхать" можно все, что угодно, а вот на этой грядке - даже срывать и есть. Так Машенька впервые увидела, как растет зелень - укроп, петрушка, салат. А когда бабушка вырвала из земли редиску, то и вовсе захлопала в ладоши от восторга.
"Бабушка, а это что такое? - спросила Машенька, указывая на очередную грядку. - "А это, Машенька, огурчики." - "Где?" - Маша так удивилась, что широко раскрыла глаза - Здесь же одни листочки!" - "Не торопись, - рассмеялась бабушка. - Сначала листочки, потом усики, потом цветочки..." - "Усики? - снова удивилась Машенька. - Как у дяди Андрея?" - "Да нет же! Зеленые такие. Они ими цепляются за опоры и вверх ползут..." - "Огурчики умеют ползать?" - Машенька была покорена.
Весь день она ходила вокруг грядки, посматривая, не выросли еще у огурчиков усики? Нет... Ей даже ночью приснился сон про огурчиков - супергероев, которые победили всех злодеев, потому что у них была супер способность - они умели усами цепляться за любую поверхность и лазить даже по стенам.
Усики выросли через неделю, и Машенька удивилась, какие они смешные и какие сильные: стоило им с бабушкой установить опоры, как усики намертво к ним прицепились - не оторвешь.
А еще через несколько дней огурчики зацвели, и Машенька снова ходила вокруг грядки и не могла наглядеться - какие красивые, оказывается, цветочки у огурчиков - желтенькие, нарядные! "Бабушка, бабушка, смотри, что я увидела!" - закричала Машенька, когда они вечером поливали огород: бабушка из большой железной, а внучка из маленькой синенькой лейки. - Это... Это же... Это же огурчик, да?" - "Да, улыбнулась бабушка. - Какая ты глазастая! Первый огурчик у нас завязался." - "А когда он вырастет?" - "Ну как вырастет, так и вырастет - всему свое время..."
И оставшееся до отъезда время Машенька по десять раз за день бегала смотреть, как растет ее огурчик. А он не рос. Совсем. Так и оставался совсем крошечным - девочка даже расстроилась, так ей было жалко огурчик...
Потом приехали родители, забрали ее домой, потом была замечательная и веселая поездка на море, а, стоило только вернуться обратно, Машенька снова попросилась на дачу. "Я хочу посмотреть, как там мой огурчик!" - заявила она. Родители переглянулись, но в ближайшие выходные на дачу все-таки выбрались.
"Ну иди сюда! - позвала бабушка. - Смотри! - она подвела девочку к грядке, и та ахнула. Не один, а целых пять огурчиков, уже подросших, прятались под листьями. - Видишь, как они выросли, пока тебя не было?.."
"Пока меня не было, - задумчиво проговорила Машенька. - Получается... Получается... Я им мешала расти, да? Я на них смотрела все время, смотрела, они не росли... А как уехала - выросли?.. Бабушка, так что же... огурчики меня... стеснялись? Они такие же стеснительные, как я?.." - "Наверное, - засмеялась бабушка и аккуратно срезала самый крупный огурец. - Хочешь попробовать?"
"Конечно! - закричала Машенька. - Он такой красивый и, наверное, очень вкусный!.." - она с хрустом откусила кусочек и даже зажмурилась от удовольствия - огурчик ее не подвел, был сочным и даже, как будто сладким. - Вкуснота... - протянула Машенька. - Бабушка, а почему я раньше их не любила?"