Найти в Дзене
Eva Gevorgyan

ФИРМА "МЕЛОДИЯ" ВЫПУСКАЕТ ДЕБЮТНЫЙ АЛЬБОМ ЕВЫ ГЕВОРГЯН

Фото: Евгений Евтюхов
Фото: Евгений Евтюхов

Дебютный цифровой альбом Евы Геворгян представляет фирма «Мелодия». Для первого релиза молодая пианистка выбрала 24 прелюдии Александра Скрябина соч. 11, а также миниатюры Фредерика Шопена.

Фирма «Мелодия» выпускает первый альбом 18-летней пианистки, лауреата Конкурса имени Рахманинова, стипендиата фондов Владимира Спивакова, Дениса Мацуева и Евгения Кисина, лауреата международной премии ICMA, победительницы более 50 международных конкурсов.

Исполнение музыки Шопена принесло Еве Геворгян первые награды и восторженные отзывы зрителей. На диске представлены четыре мазурки соч. 17, два Больших блестящих вальса из соч. 34, ноктюрн до-диез минор (соч. 27 №1) и масштабное Четвертое Скерцо. Своеобразная мини-антология творчества Шопена органично сочетается с циклом Скрябина – молодой русский композитор писал их, ориентируясь на шопеновский образец, уже явно демонстрируя собственную индивидуальность. Тонко и деликатно, и в то же время с решительной смелостью проходит пианистка первый круг скрябинской музыкальной вселенной, простирающейся от «высшей утонченности» к «высшей грандиозности».

Запись сделана в 2021 году в Большом зале Московской консерватории.

Запись дебютного альбома в Большом зале МГК им. Чайковского
Запись дебютного альбома в Большом зале МГК им. Чайковского

«Ева Геворгян, не по возрасту зрелый музыкант, не только великолепно оснащенная пианистическими ресурсами, но и ясно понимающая, как их использовать, – говорит о своей ученице профессор Московской консерватории Наталия Трулль. – Она обладает исключительной внутренней ответственностью и “музыкантской совестью” высшего порядка…». Ученица выпускного класса Центральной музыкальной школы при Московской консерватории, Ева получила свою первую конкурсную награду в 6-летнем возрасте, в 13 лет стала серебряным призером XVIII Телевизионного конкурса «Щелкунчик» в Москве, год спустя – лауреатом Grand Piano Competition Moscow и победителем Международного конкурса пианистов в Кливленде (США); а еще через год получила премию «Открытие года» от International Classic Music Awards и дебютировала в лондонском Альберт-холле. «Молодой музыкант обладает важнейшими качествами зрелого мастера, – отмечалось в отзыве Радио «Орфей», – свободное владение музыкальным временем, выявление всего тембрового богатства современного рояля, точное чувство стиля».

Профессор Наталия Трулль, звукорежиссёр Михаил Спасский, пианистка Ева Геворгян после записи.
Профессор Наталия Трулль, звукорежиссёр Михаил Спасский, пианистка Ева Геворгян после записи.

Издание на сайте «Мелодии»

Сама Ева рассказала в  одном из  интервью, что познакомилась с  музыкой Шопена в  первых классах школы: «Мне всегда был эмоционально близок этот композитор. Становясь старше, я  открывала для себя Шопена как личность, побывала в  Желязовой Воле, в  доме, где родился Шопен. Удалось даже поиграть на  его рояле Pleyel, звукоизвлечение на котором очень отличается от современных инструментов, рассчитанных на  большие концертные залы. Шопен органично вписывается в мое мироощущение».

Вальс Шопена
Вальс Шопена

Скрябин гораздо более избирательно представлен в  программах пианистки, тем важнее стал импульс обратиться к его раннему циклу 24 прелюдии, чтобы сопоставить наследие Фредерика Шопена и Александра Скрябина, через десятилетия протянув ниточки от польского романтика к русскому представителю эпохи модерна. «Цикл из  24 прелюдий я  выучила летом 2021  года, давно хотела его сыграть, так как очень нравилась музыка»,– комментирует свой выбор Ева. Свои прелюдии, как известно, Скрябин сочинял в период заграничного путешествия, предпринятого весной 1895 года. Писал «на спор» со своим издателем и покровителем Митрофаном Беляевым, что за год создаст 48 пьес. Опус 11 безусловно продолжает идею шопеновских 24 прелюдий, что очевидно из структуры цикла. Пьесы также расположены по квинтовому кругу: 12 мажорных и  12 минорных прелюдий в  параллельных тональностях. Они кратки и лаконичны: это дорожные зарисовки, эскизы, фиксация разных настроений. Несмотря на  то, что прелюдии написаны в начале творческого пути, в них уже проявляются характерные черты скрябинского стиля – тяготение к сложной ритмике, рубато, гармонический склад. Героические образы соседствуют здесь с причудливыми и хрупкими, эта антитеза станет главной в последующие годы. Что касается Шопена, то  перед исполнительницей стояла непростая задача придумать свою антологию, сделав выбор из внушительного списка фортепианных сочинений композитора.

Идёт работа над альбомом...
Идёт работа над альбомом...

По  словам Наталии Трулль, «нам хотелось, чтобы диск можно было послушать подряд и  составить цельное впечатление. Поэтому мы искали параллели между Скрябиным и  Шопеном, ориентировались на  общность интонации, фактурных приемов, чтобы показать не только индивидуальность каждого, но и близость их эстетики». Вальсы (соч. 34 Ля мажор № 1 и Фа мажор № 3), Ноктюрн до-диез минор, Четыре мазурки, соч. 17, Скерцо № 4 Ми мажор великолепно представляют разные грани мира Шопена: его салонную изысканность, не  чуждую бравурности, которая порой соседствует с  трагическим взглядом на жизнь, его интимную простоту и в то же время открытость и искренность. Звучание рояля у  Евы Геворгян всегда благородно и  одухотворено поэтическим строем музыки Шопена. «Иногда я чувствую в его музыке даже не любовь к какому-то человеку, а любовь к Родине или даже к  Богу, так как его музыка  –  это всегда что-то возвышенное, недосягаемое».

Евгения Кривицкая, профессор, доктор искусствоведения