Найти тему
Банк Точка

Как заниматься нетворкингом, чтобы не разочароваться

Оглавление

О нетворкинге слышали многие, но некоторые не хотят пробовать его из-за предубеждений. Например, боятся потерять время и силы на общение, но не завести ни одного полезного контакта. Об этой и других проблемах рассказали предприниматели и эксперт по нетворкингу — и поделились советами, как решить их.

Нетворкинг (от англ. net — сеть, work — работа) — процесс создания и развития сети полезных знакомств, выгодных для обеих сторон. Допустим, вы предприниматель и на конференции познакомились с руководителем студии веб-дизайна: обсудили выступления, обменялись контактами. Когда вашей компании понадобился сайт, вы не стали искать специалиста, а вспомнили о своем знакомом и обратились к нему — это нетворкинг.

Проблема #1: кажется, что нетворкинг — это неэффективно

Многие думают, что нетворкинг — это просто модный тренд, который на самом деле не приносит реального результата. Кажется, что шанс найти полезный контакт очень мал, а на знакомство и общение придется потратить время и силы.

🧑‍💻 Юрий Буквин, руководитель компании «ТОЛК» по налоговому и бухгалтерскому сопровождению малого бизнеса:

"У нас уходит много времени на поиск подрядчиков — мне важно, чтобы они разделяли мои ценности, а работа с ними была комфортной для команды. Нетворкинг помогает находить хороших специалистов — в первую очередь ищем по рекомендациям от клиентов, коллег и друзей. Например, однажды нашей компании потребовался SMM. Мы попробовали работать с агентством, но результат не очень понравился. Тогда попросили одного из клиентов посоветовать специалиста — тот дал контакты фрилансера, с которым работал сам. В итоге с этим эсэмэмщиком мы сотрудничаем уже два года".

Юрий Буквин: «Как и подрядчиков, первых клиентов мы тоже нашли по рекомендациям от друзей».
Юрий Буквин: «Как и подрядчиков, первых клиентов мы тоже нашли по рекомендациям от друзей».

👩‍💻 Вера Бойко, эксперт по нетворкингу:

"В нетворкинге многие люди ожидают, что каждое знакомство принесет выгоду сразу. Например, думают, что проведут три встречи — и на каждой найдут клиента или партнера. На самом деле воспринимать нетворкинг стоит как создание сети контактов на десятилетия вперед. Каждый человек может принести пользу, но часто это происходит только спустя годы после знакомства.

Многие перестают знакомиться, когда не видят конкретных результатов. Чтобы не потерять мотивацию, лучше заранее определить, что вы ожидаете от конкретной встречи. Например, я на своих мероприятиях прошу каждого человека представить, что встреча уже закончилась, и подумать, что он получил на ней — какие появились идеи, решения. Допустим, если человек поймет, что хочет узнать секреты продаж, он сможет спросить о них у собеседников, получить советы и достичь цели".

Вера Бойко советует записать ожидания от встречи на бумаге или в заметках на телефоне, чтобы потом их можно было сравнить с реальным результатом.
Вера Бойко советует записать ожидания от встречи на бумаге или в заметках на телефоне, чтобы потом их можно было сравнить с реальным результатом.

Проблема #2: кажется, что нетворкинг — способ поиска клиентов

Иногда предприниматели начинают заниматься нетворкингом с целью привлечь новых клиентов, но разочаровываются: знакомства не увеличивают их продажи, а собеседники сами навязчиво предлагают свои услуги.

🧑‍💻 Алексей Мержвинский, председатель Совета директоров группы компаний «Ресурсконтроль» — производство оборудования для спутникового мониторинга транспорта и услуги по автоматизации работы транспорта:

"Изначально моими целями в нетворкинге были обмен опытом с другими предпринимателями и поиск клиентов, партнеров для бизнеса. Я ожидал, что знакомства будут приносить пользу в первую очередь мне, а не другим, но почти ничего не получал — в основном собеседники пытались что-то продать, воспринимали меня как потенциального клиента. Иногда результат был, но приходилось «вытягивать» его из встреч.

Со временем я стал воспринимать нетворкинг как взаимную возможность для обеих сторон. Если вижу, что бизнес-опыт собеседника меньше, стараюсь поделиться своими знаниями. Например, однажды на встрече был мой целевой клиент — автоперевозчик. Территориально он работал далеко, поэтому мы не могли сотрудничать. Но всё равно я постарался быть полезным для него, рассказать о фишках и лайфхаках в бизнесе.

Мне встречи тоже приносят пользу. Например, обратился потенциальный клиент, который занимается производством собачьих ошейников, — ему нужно было поисковое устройство для ошейника. Из-за выросших цен на электронику мы не смогли договориться о стоимости и сотрудничать, но клиент помог мне — проконсультировал по выходу на маркетплейсы".

Алексей Мержвинский: «В нетворкинге меня мотивирует благодарность собеседника. Когда помогаешь кому-то решить проблему, ощущаешь себя суперменом».
Алексей Мержвинский: «В нетворкинге меня мотивирует благодарность собеседника. Когда помогаешь кому-то решить проблему, ощущаешь себя суперменом».

👩‍💻 Вера Бойко:

"Если у вас есть конкретная цель, связанная с бизнесом, — например, найти клиентов — это больше не про нетворкинг, а про продажи. В этом случае лучше не тратить время на поиск релевантных собеседников на конференциях и в сообществах, а выйти на них напрямую, отправить предложение на почту".

Проблема #3: непонятно, какой специалист нужен и где его искать

Некоторые предприниматели хотят заниматься нетворкингом, но не знают, кого им искать — специалистов из своей сферы или из другой. Еще одна проблема — непонятно, какие мероприятия посещать и в какие сообщества вступать, чтобы найти нужных собеседников.

🧑‍💻 Искандер Ахметов, основатель агентства YEP.Community по выстраиванию клиентских и внутрикорпоративных сообществ:

"Для начала необходимо понять, зачем тебе нетворкинг и какую задачу нужно решить с помощью него. У меня был базовый запрос — расширить кругозор. Поэтому я знакомился с предпринимателями и задавал им интересные вопросы: допустим, спрашивал о сложностях в бизнесе и как с ними справляются. Внимательно слушал, обращал внимание на детали, задавал точечные вопросы,: например почему человек решил этим заниматься, чтобы он поделился личной историей.

В дальнейшем у меня появлялась насмотренность, я применял чужой опыт и фишки у себя: при найме и мотивации персонала, формировании стратегии развития компании и тактических действий. Коммуникация с разными специалистами помогает взглянуть на бизнес с нескольких сторон. Например, в IT-компаниях разработчиков часто мотивируют не деньги, а команда или сложность проекта.

Знакомлюсь и ищу специалистов везде, где собирается нужная мне аудитория.

  • В онлайн-сообществах — не только предпринимательских, но и тематических, например связанных с HR.
  • В закрытых деловых клубах.
  • На лайфстайл-мероприятиях. Например: мастер-класс по дегустации вина, соревнования по парусному яхтингу, фестиваль ретроградов".
Опыт Искандера Ахметова показывает, что найти нужные контакты можно на любом мероприятии.
Опыт Искандера Ахметова показывает, что найти нужные контакты можно на любом мероприятии.

👩‍💻 Вера Бойко:

"В нетворкинге цели не обязательно должны быть связаны с бизнесом. У некоторых людей основной запрос — найти близкого друга, единомышленника, допустим, с кем можно поиграть в гольф. При знакомстве стоит транслировать свою цель — например, спросить у собеседника, знает ли он хороший гольф-клуб".

Где искать партнеров и собеседников онлайн

Тем, кто не хочет искать подходящие контакты по всем онлайн-сообществам и конференциям, подойдет сервис Точка Нетворк от банка Точка. Здесь можно найти партнеров, экспертов, инвесторов и просто хороших собеседников.

Как работает Точка Нетворк:

  1. Заполните профиль: укажите свои цели, с кем хотите познакомиться.
  2. Алгоритмы сервиса будут каждую неделю подбирать для вас шестерых собеседников с похожими интересами. Их контакты отправят на почту или в Telegram.
  3. Выберите удобное время и место встречи — например, в Zoom.

Сервисом пользуются уже более 8000 предпринимателей, маркетологов и других специалистов — удобно знакомиться с разными людьми. Все функции бесплатны, даже если вы не клиент банка.

Листайте дальше, чтобы перейти на сайт и бесплатно зарегистрироваться в сервисе.

АО "Точка Банк"