ОБСТАНОВКА В ПОЛОСЕ ДЕЙСТВИЯ ВОЙСК ГРУППЫ ОБОРОНЫ РЯЗАНИ
( по состоянию на 25-26 ноября)
Мы помним, что сбор всех подразделений 17 ТБр. под Рязанью завершился 25 ноября, а отдельный сводный батальон курсантов Владимирского пехотного училища прибыл туда до 16-00 следующего дня. Свое место дислокации сами курсанты отобразили на схеме...
Выписку из приказа штаба обороны города по вопросу подчинённости курсантов танкистам я приводил в предыдущей части рассказа. Теперь, основываясь на иных штабных документах, я попытаюсь познакомить читателя с общей обстановкой, которая в эти самые дни сложилась на Рязанском участке фронта.
ШТАБНАЯ РАБОТА
Мы помним, что Мишулин был направлен Сталиным для организации обороны города во взаимодействии с местными властями. В этих целях начальник обороны города Герой Советского Союза генерал-лейтенант Мишулин совместно председателем комитета обороны города Рязань секретарем ВКП(б) Тарасовым издавали специальные приказы и распоряжения, обязательные для исполнения всеми.
Однако, формально Мишулин являлся и старшим военным командиром, который возглавлял и управлял специальным воинским формированием - ГРУППОЙ ОБОРОНЫ ГОРОДА РЯЗАНЬ. Это воинское формирование (объединение) действовало в полосе ответственности Западного фронта, т.е. по всем вопросам ведения боевых действий подчинялась его командованию (Г.К.Жукову).
Т.е. действия Мишулина в составе фронта строго регламентировалась воинскими Уставами, приказами и прочими нормативными документами РККА, где штабной работе отводилась важнейшая роль - фиксировать в специальных документах всю боевую и служебную деятельность. Понятно, что это далеко не основная функция военных штабов, но нас сегодня интересует именно эта.
С 23 ноября командование группой обороны Рязани начало издавать БОЕВЫЕ ПРИКАЗЫ. А штаб ГРУППЫ занимался организацией их исполнения всеми приданными войсковыми подразделениями и ополчением.
Правила ведения военной документации предписывали командирам и штабам фиксировать в БОЕВЫХ ПРИКАЗАХ общую обстановку в полосе их ответственности. В приказах обязательно отражались действия так называемых "СОСЕДЕЙ". Вот с них и начнем наш разбор обстановки.
"СОСЕД СПРАВА"
Уточню, что Рязанский боевой участок ( а также Каширский и Зарайский) в итоге были подчинены командующему 50-й армии. Однако, войска данной армии ещё отступали под натиском танковой группы Гудериана, который вклинился в ее боевые порядки в районе Тулы. Связь с отступающими подразделениями, особенно выходящими из локальных окружений ( дивизия Мартиросяна и пр.), была временно утрачена, а управление ими потеряно.
В этих условиях, буквально накануне наших событий, сменился и Командарм. Новый командующий 50-й армии генерал-майор И.В. Болдин 24 ноября приступил к своим обязанностям, а его штаб только на следующий день оказался в районе Зарайска. Туда же, как нам теперь известно, подтянулся конный корпус Белова, что подтверждалось и штабом Мишулина.
Так, в БОЕВОМ ПРИКАЗЕ N 2 от 23-00 25.11.41 г. указано:
"1. Противник в течение 25.11.41 г. продолжает развивать наступления в направлениях Епифань - Михайлов, Горлово - Скопин.
2. Справа в районе Зарайска сосредоточилась кав. дивизия....
3. Задача частей Рязанского гарнизона прочно оборонять подступы к городу Рязань и не допустить захвата города противником..."
Далее в пункте А этого Приказа ставится задача танкистам Клыпина:
" А/ 17-й танковой бригаде к 24-00 25.11.41г. занять и оборонять район Шахманово ( карандашом) - Нашатырка - Мервино, не допустить продвижение противника к городу Рязань.
Граница справа: Кони...евские Выселки - рз.( очевидно - разьезд) Дягилево, Городищи...".
Мы видим, что некая безымянная " кав. дивизия" " справа " в приказе рязанцев указана, но не более...На мой взгляд это объясняется теми обстоятельствами, что о месте нахождения армии Болдина, как и о его планах, Мишулин ничего на тот момент не знал.
Военные историки отмечают, что связи с соседями по фронту Болдин тоже не имел. А судя по документам штаба обороны Рязани, они точно не обладали никакими данными о действиях " соседа справа", а обстановку на флангах указывали только по данным разведки ( скорее - воздушной).
Тем не менее мы знаем, что Командарм 50-й Болдин в этих непростых условиях, в срочном порядке занимался организацией КОНТРУДАРА на Каширском направлении. В первую очередь для удара предполагалось использовать кавалеристов генерала Белова, танкистов 9 и 112 танковых бригад, 399 стрелковую дивизию и два кавалерийских полка, снятые с других участков фронта ( в соответствии с Директивой Жукова). Основная фаза контрудара должна была состояться в период с 29-30 ноября, но до этого, начиная уже с 25-го числа некоторые части армии должны были начать выдвигаться на исходные рубежи. Одним из подготовительных этапов этого контрудара можно считать и приказ западного фронта, в соответствии с которым Болдин, силами 2-го конного корпуса Белова должен был " разбить противника, наступающего в северо-восточном направлении и в направлении ЗАРАЙСК И РЯЗАНЬ".
Для исполнения этого приказа срочно нужно было наладить боевое взаимодействие с нашими танкистами ( 17 ТБр.), но этого не произошло, а кавалеристы Белова, действуя значительно северо-западнее полосы обороны Рязани, сразу же выдвинулись в направлении Каширы.
На первый взгляд непонятно, почему так произошло, если бы не документы...
ИЗ ЖУРНАЛА БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ Западного фронта за ноябрь 1941 г. ( Стр.18) мы видим, что не успели Болдин и Белов приступить к выполнению этой задачи, как тут же была поставлена новая :
" Немедленно N 070 / оп"
1. Передовые части мотомехвойск противника на подходе к городу Кашира с юга.
2. Комфронтом приказал немедленно развернуться из района Кашира фронтом на юг, разбить противника и отбросить в южном направлении.
В ваше подчинение направляется из Подольска в Кашира 9 ТБр.
Т.е. мы видим, что вместо взаимодействия с Мишулиным в деле уничтожения противника, находившегося в полосе обороны Рязани, Болдин отправил 2-й конный корпус Белова в направлении Каширы, где противник сосредоточил основные силы и усиливал их в том числе и за счёт Михайловской группировки.
Это обстоятельство точно подтверждается Боевым приказом рязанской группы обороны N 3, изданным в 23-30 26.11.41 г..
Пункты 1-3 Приказа гласят:
1. Противник сосредотачивает пехотные части с ТАНКАМИ в районах Серебряные Пруды, Михайлов, Скопин.
По дороге на Михайлов в Захарово в 14-00 26.11. авиацией установлено продвижение до 30 ....автомашин с пехотой противника.
2.СПРАВА ЧАСТЕЙ НЕТ ( прим.авт. - т.е. кавкорпус Белова уже выдвинулся от Зарайска на Каширу!). Слева в районе Скопин ведут бои части Ряжского гарнизона.
3.Задачей частей Рязанского гарнизона прочно оборонять подступы к городу Рязань...
Жаль, что я не имею возможности привести тут фотокопию всего приказа - качество его это сделать не позволяет. Поэтому приведу лишь часть....
Т.е. разведка Мишулина точно зафиксировала уход некой " кав.дивизии" ( см.Пр.N2) из района Зарайска, но куда и зачем - по прежнему не знала. Соответственно и о расположении в Зарайске штаба " соседей" Мишулину известно не было!
НИ О КАКОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С СОСЕДЯМИ В ЭТИХ УСЛОВИЯХ НЕ МОГЛО БЫТЬ И РЕЧИ!!! О ЗАМЫСЛАХ И ДЕЙСТВИИ СОСЕДА СПРАВА - 50-й АРМИИ БОЛДИНА МИШУЛИН ПО ПРЕЖНЕМУ НИЧЕГО НЕ ЗНАЛ!!!
А между тем Болдин и фронт продолжали готовить контрудар под Каширой.
Замысел Болдина был детально отражен в ЖБД 50-й армии за период с 25-28 ноября.
Кому интересно, посмотрите сами, но я отмечу лишь ГЛАВНОЕ - запланированные Командармом действия не везде соответствовали сложившейся оперативной обстановке!
Судите сами... Из ЖБЖ армии следует:
- " 26. 11.41 г. Ударная группа в составе 2 КП, 239 СД, 31 и 41 КД, 17 ТБр ударом в направлении Зарайск - Захаровское уничтожить Михайловскую группировку противника". ( Вы уже сами поняли, что день этот наступил, а Клыпин и Мишулин о поставленной их танкистам задаче не то что ничего не знали, но и физически знать не могли. Поэтому в их приказах по прежнему перед танкистами стоит задача - "оборонять подступы к Рязани!) И все бы ничего, кавалеристы справились и без них, но в приказе Болдина значился ещё ПУНКТИК...
- "2 КП с 17 тбр ударом в направлении Зарайск, Борисовское, Захаровское 28.11 выйти на рубеж Хавертово, Захарово, Плахино, для последующего удара в тыл и полного разгрома Михайловской группировки противника".
Вот таким видел этот контрудар Болдин.
По иронии судьбы в этом контрударе Болдин планировал задействовать и силы нашей 17-й танковой бригады ( а значит и приданных ей курсантов ВПУ), о чем прямо говорилось в его приказе от 26 ноября 1941 г. Согласно замыслу Командарма 50 им предписывалось 28 ноября выйти к Хавертово и ударить во фланг наступающего на Каширу неприятеля! Главная задача состояла в том, чтобы " разбить Михайловскую группировку противника " и ЗАХВАТИТЬ МИХАЙЛОВ! И как на зло приказ этот в штаб группы обороны города Рязань своевременно не поступил!
Есть мнение историков, что о замысле соседей рязанцы узнали только 28 ноября - в день, когда бригада должна была находиться уже в 15 км.от Михайлова. Так ли это? Я пока не знаю. Но одно мне уже известно наверняка:
"ЗАПОЗДАЛЫЙ ПРИКАЗ" ЕЩЕ СЫГРАЕТ С ГЕРОЯМИ НАШЕГО ПОВЕСТВОВАНИЯ ЗЛУЮ ШУТКУ...
Кто-то уже обратил внимание на обстановку на левом фланге? Фраза в приказе: "Слева в районе Скопин ведут бои части Ряжского гарнизона", ещё раз подтверждает что штаб Мишулина, хоть и не владел более точной обстановкой, но бои в районе Скопина его разведка зафиксировала.
Непонятным для рязанцев оставался только главный вопрос : с какими частями какой армии ему предстоит взаимодействовать на этом фланге?
"СОСЕД СЛЕВА"
Сам Ряжск являлся важной железнодорожной станцией, по которой с южного направления (Сталинградская, Ростовская, Пензенская и др. обл.) под Москву через Рязань двигались эшелоны с войсками и техникой. По ней же в тыл перевозились грузы, раненые бойцы и население, эвакуированные из прифронтовых городов.
Перерезать эту железнодорожную ветку Гудериану так и не удалось, хотя именно в эти дни четыре его разведывательно - диверсионные группы настойчиво пытались это осуществить.
В этих целях отдельные силы 10 мпд и артполк 18 танковой дивизии 24 ноября захватили Скопин и Гремячее (15 км севернее). До Ряжска оставалось всего несколько десятков километров. Однако уже 26 ноября в штаб дивизии они отправили сообщение, что в районе Гремячее их атаковали неизвестные русские части, которые сначала оценили не более чем в" две роты пехоты". До 16 часов из подразделения А.А. 88 ( разведбат) в штаб дивизии было направлено ещё несколько тревожных сообщений с запросом поддержки. Суть их была в том, что противник силами, намного большими, чем предполагалось ранее, атакует и обходит Скопин с юга. А к вечеру немцы и вовсе констатировали, что с "большими потерями отошли из Скопина в Павелец".
На первый взгляд может показаться, что это событие - не такое уж и значительное для обширного Рязанского участка обороны.
Но это только на первый... На самом деле произошло вот что: неизвестным силам "Ряжского гарнизона" удалось не только недопустить захват немцами важного железнодорожного узла, но и окончательно освободить первый Русский город в ходе Московской битвы!!!
Произошло это уже 26 ноября - за десять дней до всеобщего нашего Контрнаступления под Москвой. Это был - Скопин!
Если кого-либо по настоящему заинтересуют эти события, то непременно поезжайте в Ряжск...
Там, в районе местного кладбища, недалеко от здания следственного изолятора, " у самолёта", вы увидите необычную памятную композицию - " краюха хлеба". И там же - часовня, возведённая в память о погибших бойцах батальона морской пехоты 84 -й морской стрелковой бригады, которые в самый нужный момент просто оказались рядом: бригада следовала через Ряжск под Москву...
Ещё раз: кому интересна и эта героическая история - поезжайте в Ряжск. Мы же вернёмся к обстановке на Рязанском оборонительном участке...
Продолжим скоро...